Её привязанность к Пандавам и Вришни не выходила за границы пре-
данного служения, поскольку служить Господу и служить преданным - од-
но и тоже. Иногда служение преданному даже выше служения Господу. Но
привязанность Кунтидеви к Пандавам и Вришни, о которой говорится
здесь, была вызвана их родственными отношениями. Привязанности, опре-
деляемые материальными родственными отношениями,- это майа, потому
что телесные и умственные связи возникают под влиянием внешней энер-
гии. Истинное родство - это родство душ, основанное на родстве с Вер-
ховной Душой. Когда Кунтидеви просила разрубить узы семейного родс-
тва, она имела в виду родство оболочек. Такое родство - причина мате-
риального рабства, тогда как духовные привязанности ведут к освобож-
дению. Родство душ может быть установлено через родство со Сверхду-
шой. Смотреть в темноте - еще не значит видеть. Но смотреть при свете
солнца, значит видеть и солнце, и все то, что было не видимо в темно-
те. Таков путь преданного служения.
Комментарий Шрилы Ниранджана Свами
Это очень известные молитвы Шримати Кунтидеви. И Шрила Прабхупада
часто цитировал этот стих, чтобы проилюстрироваить качества беспри-
месной преданности.В этой молитве Кунтидеви просит Кришну о том, чтобы
её преданность была исключительной. Она говорит:"Я хочу, чтобы моё
влечение было только к Тебе, чтобы Я не отвлекалась ни на что дру-
гое." В предыдущем стихе она говорила, что пусть её привязанности к
родственникам будут разрублены, чтобы она могла достичь сознания, ко-
торое описывается в этом стихе. Однако здесь в комментарии Шрила
Прабхупада отмечает очень важный момент, то что такие исключительные
взаимоотношения с Господом в действительности не исключительны пол-
ностью, потому что они не исключают взаимоотношения живого существа с
другими существами. Взаимоотношения с другими живыми существами уста-
навливаются тогда, когда мы понимаем взаимоотношения всех живых су-
ществ со Всевышним Господом. В Бхагавад Гите Кришна обьясняет что Он
отец, дающий семя, всех живых существ.Точно также как в семье есть
взаимоотношения между детьми, которые основаны на их взаимоотношениях
с родителями и поэтому между ними есть чувства любви, которое сущест-
вует на основе телесных взаимоотношений. Эти чувства любви естествен-
ны, потому что живое существо постоянно ищет обьект,к которому раз-
вить привязанность, но такое чувство привязанности является лишь час-
тичным проявлением того чувства привязанности, которое живое существо
испытывает ко всем живым существам. Но это чувство можно понять толь-
ко тогда, когда живое существо востанавливает свои изначальные взаи-
моотношения с Кришной. Поэтому человек, который находится в телесном
представлении о жизни у него есть частичное чувство привязанности к
семье, друзьям и членам общества.И он ищет различные средства как вы-
разить эти чувства. Но выражая свои чувства, он не удовлетворен в
полной мере, потому что нет полного отклика на выражение его чувств,
есть только частичный отклик, но нет полного. Есть очень простая ана-
логия, которую часто приводил Прабхупада, что если мы пытаемся отно-
ситься к листьям дерева без их связи с корнями, то мы не сможем удов-
летворить эти листья независимо