Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: 6_06_95
------ Страница 1 ------

6_06_95 - Страница 1

ЛЕКЦИИ ШРИЛЫ НИРАНДЖАНА СВАМИ

06.06.95. Вильнюс

"Шримад-Бхагаватам" 7-15-61

сьят садршия-бхрамас тавад

викалпе сати вастунах

джаград-свапау ятха свапне

татха видхи-нишедхата

Когда части отделены от сути, отождествление одного с другим называется иллюзией. Во сне создаются различия между состояниями бодрствования и самого сна. В таком психическом состоянии рекомендуется следовать регулирующим принципам, которые даны в священных писаниях, которые составляют указания и запреты.

Перед тем, как мы прочтем комментарий, сначала мы прочтем предыдущий текст, который не написан на доске:

дхатаво ваявитвач ча

тан-матраваяваир вина

на сиур хи асати аваявину

асанн аваяво нтатах

Поскольку тело состоит из пяти элементов, оно не может существовать без тонких элементов чувств. Поэтому, поскольку тело является ложным, объекты чувств также являются ложными и временными.

Комментарий Шрилы Прабхупады: В материальной жизни существует много регулирующих принципов и формальных обязанностей. Если материальный мир временен, ложен, это еще не значит, что ложен и духовный мир, хотя он и похож на материальный. Если тело Верховного Господа подобно материальному телу, это еще не значит, что оно временно и ложно. Духовный мир реален, а материальный мир является подобием духовного мира. Например, в пустоте видят миражи, и хотя вода, которую видят в мираже, является ложной, это еще не значит, что вода вообще не существует в реальности; вода существует, но не в пустоте. Подобно этому, ничего в этом материальном мире не существует реального, но реальность в духовном мире. Вечная реальность и форма Господа – Его обитель Голока Вриндавана на планетах Вайкунтхи.

В "Бхагавад-гите" мы читаем, что существует другая природа пракрити и она реальна. Об этом Сам Господь говорит в 8 главе "Бхагавад-гиты" (8.19-21)

бхута-грамах са эваям бхутва бхутва пралияте

ратрй-агаме ‘вашах партха прабхаватй ахар-агаме

парас тасмат ту бхаво ‘ньо ‘вьякто ‘вьяктат санатанах

ях са сарвешу бхутешу нашьятсу на винашьяти

авьякто ‘кшара ити уктас там ахух парамам гатим

ям прапья на нивартанте тад дхама парамам мама

«Вновь и вновь расцветает день Брахмы и живые существа приходят в движение; и вновь опускается ночь, о Партха, и они беспомощные разрушаются. Но, все-таки, помимо этой природы существует другая природа, и она вечна, и трансцендентальна по отношению к этой проявленной и не проявленной материи. Этот мир вечен и он не разрушается, когда все в этом мире разрушается, другая часть остается такой, какой она была. Эту вечную обитель называют не проявленной и извечной, и это наша высшая цель. Тот, кто попадает туда, не возвращается обратно. Это Моя высшая обитель.»

Материальный мир является отражением духовного мира. Материальный мир ложен и временен, но духовный мир – это вечная реальность.

ом агьяна-тимирандхасья...

Сегодняшний комментарий к этому стиху – это продолжение в точности того, о чем мы вчера говорили. Я не думал, что попадется такой комментарий. В этом стихе говорится о том, дается описание того, как отличается этот мир от Кришны. В этом стихе далее объясняется, что тот, кто видит этот материальный мир как отдельную часть, кто видит схожесть, не видит различия – находится под влиянием иллюзорной энергии. В стихе сказано, что, когда часть отделена от сути, отождествление одного с другим называется иллюзией.

Вчера мы говорили, что духовный мир является сутью. И мы приводим пример, который иллюстрирует, что этот материальный мир является отражением духовного. Он всегда связан и зависим от этой сути так же, как отражение или свет всегда связан с первичным отражением света, хотя это – отдельные энергии, которые составляют космическое проявление. В "Бхагавад-гите" (7.4) Кришна об этом говорит:

бхумир апо ‘нало ваюх кхам мано буддхир эва ча

аханкара итиям ме бхинна пракритир аштадха

«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – все эти энергии составляют Мои отдельные части.» Они отдельны от Господа. В процессе трансформации Его энергии... Приводится пример о голосе, который мы слышим из магнитофона. Говорится, что этот голос – это отделение от истинного голоса. Но действует этот голос на слушателя так же, как и настоящий голос. И хотя существует схожесть, существует и различие между настоящим голосом и тем, который звучит из магнитофона. Иллюзия – это думать, что отражение – то же самое, что и сама суть. Хотя существует схожесть между этими двумя. На самом деле духовный мир – это истинная реальность, а материальный мир – временен и ложен.

Шрила Прабхупада использует в этом стихе слово «false», то есть ложный. Он использует это слово вместе со словом «временный». Мы знаем, что в конечном итоге материальный мир не является ложным, поскольку это – энергия Кришны. А энергия Кришны не может быть ложной. Но ложность материального мира состоит в том, что живое существо принимает его за вечное. Пример змеи и веревки, если человек поднимает веревку и думает, что это змея. Существует как змея, так и веревка, но, если человек думает, что веревка является змеей – вот это и называется иллюзией или ложным пониманием. И вот в этом смысле материальный мир является ложным. И потому Кришна называет одну из отделенных энергий – ложным эго. Обладание ложного эго означает то, что живое существо думает, что я есть это материальное тело. И тот, кто отождествляет себя с материальным телом, находится под влиянием иллюзии. Но нельзя полагать, что тело Кришны материально. И тут

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 5
Страница 4