век, который будет длиться 10 000 лет; повторение святых имен Бога полностью уничтожит зло современного мира и воистину духовное братство воцарится на этой планете.
Джордж: Влияние Прабхупады на мир определенно и несомненно. Самая возвышенная литература и высшее знание - вот что он нам дал. Нет ничего выше этого.
Мукунда: Ты писал в своей биографии: "Каким бы хорошим вы не были, вы все равно нуждаетесь в милости, чтобы выбраться из этого материального мира. Можно быть йогом, монахом или монахиней, но без милости Господней - это не удастся". И в конце песни "Жизнь в материальном мире" говорится: "Пора милостью Господа Шри Кришны покинуть это место. Он - мой спаситель, Он вытащит меня из этого материального мира". Но если мы зависим от милости Бога, что означает выражение: " Бог помогает тому, кто помогает сам себе"?
Джордж: По-моему, это неоднозначно. С одной стороны, лишь Его милостью я могу уйти отсюда и никак иначе, но с другой стороны Его милость зависит только от моего собственного стремления. Я получаю от Бога столько милости, сколько способен принять и сколько заслуживаю. Сколько я отдаю, столько я получаю. В песне, которую я написал о Прабхупаде, говорится:
Господь любит того, кто любит Господа, И таков закон, что если ты не отдаешь, Ты и не получаешь любви. Господь помогает тем, кто помогает сам себе, И таков закон, что все сделанное тобой Вновь возвратиться к тебе. ("Господь любит того, кто любит Господа" из альбома "Жизнь в материальном мире" )
Вы слышали песню "То, что я потерял" из моего нового альбома "Где-то в Англии"? Она взята прямо со страниц Бхагавад-гиты. В ней говорится о борьбе с силами тьмы, ограниченностью, ложью и смертью.
Бог - Личность
Мукунда: Да, она очень мне нравится. Если люди смогут понять слова Господа в Бхагавад-гите, они станут действительно счастливыми.
Множество людей в начале своей духовной жизни почитают Господа, как нечто безличное. В чем разница между поклонением Кришне, Богу, как личности и поклонением Его безличной природе, проявляющейся в виде энергии и света?
Джордж: Разница такая же, как между общением с компьютером и общением с человеком. Я уже говорил: "Если есть Бог, я хочу увидеть Его", не только Его энергию или свет, но и Его Самого.
Мукунда: В чем, по-вашему, цель человеческой жизни?
Джордж: Каждый должен сжечь свою карму и освободиться от оков майи (иллюзии)* (сноска: *это энергия, которая вводит чистую душу в иллюзию, заставляя ее отождествлять себя с материальным телом и из-за этого жить в материальном мире), перевоплощений и всего, что с этим связано. Сознание Бога - это лучшее, что можно дать человечеству. Это действительно принесет реальную пользу. Но сначала необходимо заняться собственным духовным совершенствованием. В известном смысле нужно стать эгоистом, чтобы потом стать бескорыстным.
Мукунда: Возможно ли решить жизненные проблемы, не обращаясь к духовной практике?
Джордж: Жизнь напоминает веревку со множеством узелков. Узелки - это карма, с которой вы родились и которая связана с вашими прежними рождениями, и цель человеческой жизни - развязать все эти узелки. Это можно сделать с помощью повторения святых имен и медитации на Бога. Иначе, пытаясь развязать один узелок, вы завяжете еще десять. Так действует закон кармы. Я имею в виду то, что мы пожинаем плоды своих прошлых действий, и в будущем мы будем испытывать последствия действий, которые мы совершали сейчас. Очень важно хотя бы немного вникнуть в поговорку: "Что посеешь, то и пожнешь"; поняв, в чем ее смысл, никого уже больше не будешь обвинять в том, что оказался в трудном положении. Своими собственными действиями мы либо навлекаем на себя беду, либо отводим ее от себя. Наши действия либо освобождают нас, либо связывают.
Мукунда: В Шримад-Бхагаватам, этой жемчужине ведической литературы, рассказывается о том, что чистые души, пребывающие с Богом в духовном мире, находятся с Ним в различных видах расы* (сноска: *когда душа, находящаяся в зависимости от законов материальной природы, очищается от всей скверны, она возвращается домой, в духовный мир, где она может вступить в близкие отношения с Богом, характер которых зависит от того, насколько сильна ее любовь к Кришне. Она может стать слугой Всевышнего, Его другом, одним из родителей или возлюбленным. Все взаимоотношения в царстве Бога абсолютно духовны, и они не осквернены теми нечистыми мотивами, которые оказывают влияние на отношения между людьми в материальном мире.), т.е.взаимоотношений. Есть ли у вас какое-либо особое отношение к Кришне? Как вы думаете о Нем?
Джордж: Мне нравится думать о Кришне как о ребенке, каким Его часто изображают в Индии. А также как о Говинде, пастушке. Мне нравится, что можно относиться к Богу, как к другу, гуру, наставнику или - как к ребенку, считая себя при этом Его защитником.
Мой дорогой Господь
Мукунда: Трудно даже представить, сколько людей примкнуло к движению сознания Кришны благодаря твоей песне "Мой дорогой Господь". Но ты пережил что-то глубоко личное, прежде чем решился написать эту песню. В своей книге ты пишешь: "Я много думал, следует ли записывать "Мой дорогой Господь", ибо это