Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 1 ------

Кришна проявляется в красках - Страница 1

КРИШНА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В КРАСКАХ

Шрила Прабхупада говорил, что писать картину подобно арчанам: одеваешь Господа, украшаешь Его, создаешь окружающую обстановку для Его лилы, предлагаешь Ему яства, гирлянды, даже расческу даешь Ему в руки, чтобы Он расчесывал волосы шримати Радхарани. Иногда нужно перенести из духовного мира берег Ямуны, зажечь луну, посадить лотосы, пустить лебедей. И вот уже калпа-врикши склоняют к воде свои гибкие ветви, в их листве суетливые попугаи, подслушивающие, о чем сейчас говорят Радха и Кришна, грозди цветов мадхави и пушистые цветы кадамба источают свой нектар, а царь пчел начинает свою медовую рагу, прославляющую Радху и Кришну. Или нужно при-вести-нарисовать попугаев-связных и павлинов, которые громко кричат, что Кришна вернулся из Матхуры, и на полотне возникают счастливые улыбки гопи... Нужно предаваться Кришне, и тогда Он дает понимание, как лучше выстроить сюжет картины, как выписать каждую деталь. Насколько мы чисты и искренни, настолько Кришна открывается нам. И может настать тот день, когда Он проявится перед нами. Как Он обещал Арджуне: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру...

Уже почти двадцать лет я пишу картины о Кришне. Преданные постоянно вдохновляют меня в моем творчестве. Обычно, заказывая картину для храма или для дома, преданные просят изобразить какую-нибудь конкретную лилу, но иногда говорят просто: на твое усмотрение. И тогда я погружаюсь с головой в чтение шастр и комментариев ачарьев. Подробности, данные в шатрах, обогащают сюжет. Небольшая вычитанная деталь может раскрыть образ героя более глубоко, ярко, индивидуально. Я стараюсь не спекулировать в своей живописи, а писать, ссылаясь на Шрилу Прабхупаду, ачарьев нашей сампрадайи, духовных учителей, стараюсь увидеть игры Кришны их глазами. И чувствую, что так получаю их благословения, так становлюсь инструментом в их руках. Иногда я спрашиваю о каких-то подробностях пандитов. Например, какого цвета тело у мамы Шримати Радхарани, Киртиды.

Бывает, хочется придать картине что-то особое, более выразительно передать настроение героев. Как художник, я имею право иногда что-то добавить, полагаясь на свою интуицию и чувства, то, что в шатрах в деталях не описано. И было несколько случаев, когда написанное мной по велению творческого вдохновения потом находило подтверждение в авторитетном источнике.

В картине «Акрура увозит Кришну и Балараму в Матхуру» Акрура решительно увозит Кришну из Врин-давана, отрывая Его от гопи подобно орлу, который вырывает кусочек мяса у птицы курари. И когда Кришна, уезжая, произносит: «Я вернусь через несколько дней, вы в Моем сердце!» - Шримати Радхарани падает в обморок.

Но мне очень хотелось дать Радхарани хоть какую-то надежду, и я решил расположить одну из гопи так, как будто она из последних сил пытается остановить колесницу. Про себя я назвал эту гопи «Последняя надежда Шримати Радхарани», будто она только что отделилась от Радхарани (ведь все гопи — Ее экспансии). И через какое-то время одна матаджи, ученица Шрилы Прабхупады, сказала мне, что есть такая гопи. Ее зовут Аша-сакхи, что значит «надежда Радхарани».

В картине «Гиридхари», где Кришна держит холм Говардхана, в нижней ее части, мне захотелось расположить несколько маленьких голеньких детишек, но в то же время я подумал, что, может быть, это не эстетично, не соответствует ведической культуре. И все же я решился написать их именно такими. Я писал с натуры, со своего маленького сына, расположив его у стоп Шримати Радхарани (чтобы он получил Ее милость). Через какое-то время моя жена нашла в одной из книг Санатаны Госвами строчки, которые полностью совпадали с моим замыслом. Санатана Госвами пишет, что маленькие голенькие дети ползали у стоп Кришны и Радхи, чувствуя себя в полной безопасности.

Журнал «Back to Godhead» заказал мне картину, на которой следовало изобразить Шримати Радхарани, собирающую цветы для поклонения богу солнца на Кусум-сароваре, и Кришну в тот момент, когда Он подходит к Ней с веревкой. Эта веревка, нирьега-паша, — символ того, что Кришна собирается связать любовью кого-то из Своих преданных. В данном случае это Шримати Радхарани. Заказчик дал мне краткое описание будущей картины. Нужно было изобразить тот момент, когда Кришна ловит Ее за руку и говорит: «Как Ты можешь рвать цветы в Моем саду?!» Почему-то я решил, что

Радхарани собирала цветы чамлу. Начал писать эскизы. Некоторое время спустя Пранада-деви, жена главного редактора журнала «Нагараджа прабх», прислала мне книгу Шиварамы Свами «Вену-гита», в которой подробно описана эта лила. И я нашел в ней строчку о том, что Радхарани действительно держала собранные в левой руке.

В картине, где Кришна оставил гопи во время танца-раса, я представил Шримати Радхарани падающей наземь в слезах. Жена даже остановила меня: «Может быть, это уж слишком?.. Некрасиво будет!» Но я все-таки решил написать Радхарани именно в таком состоянии -состоянии полного отчаяния. И вскоре в комментариях Вишвататхи Чакраварти Тхакура к десятой Песне »Шримад-Бхагаватам» мы с моей женой Бхадрой нашли описание этой сцены. Он так и пишет: «Из-за разлуки с Кришной Она упала наземь, потеряв сознание».

Все эти случаи, когда Параматма подсказывает правильные решения, дают мне вдохновение и надежде продолжать работать, писать, полагаясь на милость Господа, который находится в сердце каждого живого существа. Теоретическую информацию можно

Навигация:

Страница 1
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 1
Страница 1