Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 92 ------

Индрадьумна Свами - Как попасть в Шри Вриндавана-дхаму - Страница 92

сарвасйа праб-хаво / мапгтах сарвам правартате1ю. Кришна утверждает: «Я — источник всех духовных и материальных миров».

110 •Вха|`ивал-пгга> 10.8.

Конечно, нам известно, что полезно отказаться от того, что нежелательно на той или иной стадии духовного развития. Для большинства из нас это означает, что нужно оставить лишь то, что необходимо для служения Кришне.

Поклонение говардхана-шиле

В «Чайтанья-чаритамрите» содержатся наставления о том, кок поклоняться говардхана-ишле. В частности, Ма-хапрабху облшсняет Рагхуиатхе дасу Госпами, что лчэт, кто поклоняется такой шиле в гуне благости, а точнее, в чистой благости, шуддха-саттве, в один прекрасный день сможет увидеть в этом камне сына Махараджи Нанды, Кришну.

Мы говорили уже о том, как скудно было имущество Рагхунатхи даса Госвами. У него не было всего того, что нужно для поклонения шиле. Сравнить, к примеру, с моим алтарем... Если спуститься в мою комнату и посмотреть: будто попадаешь в духовный мир. Как прокомментировал мой сын Гаура: *Пита, чего только у тебя на алтаре нет! И место для омовения Божеств, и тарелочки для предложения бхо-ги...*> Сопсем не как у Рагхунатхи даса Госвами: у него ничего не было. Но у него была преданность, а значит, было все. Он поклонялся говардхана-ишле с глубочайшей преданностью, и именно так следует поклоняться говардхана-шиле. По большому счету, такое поклонение — удел лишь парив-раджаначарьев и парамахамс, людей высочайшей духовности, которые, подобно Рагхунатхе дасу Госвами, способны предложить Господу высочайшую любовь, бхаву. Поэтому Шрила Прабхупада не рекомендовал поклонение Говардхана-шиле. Как правило, он просил преданных отнести шилы обратно к холму. «Вы можете поклоняться Чайтанье Маха-прабху, — говорил он, ■— поскольку Он — очень милостивое воплощение Господа. Можете поклоняться Господу Джаган-натхе, поскольку Он также очень милостив и великодушен. В крайнем случае вы можете поклоняться божественным формам Радхн и Кришны, но шилом...* В 1977 году, почти перед уходом, он сказал: «Я жду не дождусь того дня, когда

мои ученики по-настоящему угпердптея п гуие благости, и лишь тогда я познакомлю их с поклонением шалаграму*.

Мы поклоняемся всем Божсстним Кришны п иастрос-иии оайидхи-бхакпш, настроении слуги: с почтением и благоговением, следуя очень строгим правилам и предписаниям. Полдне»! это умонастроение может трансформировать»! в нечто большее. Но пока мы одеваем Радху и Кришну в роскошные одежды, подобные тем, что носят Рукмини-Двпра-кадиш в Дваракс. Радха и Кришна в лесах Вриндавана так не одеваются. Их одежды очень просты: простое сари и т. и. Мы одеваем Их по-царски ради того, чтобы у нас сложилось правильное представление о Господе: Он очень велик, а мы очень малы, мы Его слуги. Именно такой должна быть самскара, отпечаток в сердце. Мы должны поклоняться всем Божествам, включая гавардхана-шилы и шолагралт, именно в таком умонастроении. Без придыханий: «Ой. какал маленькая симпатичнейькая иш.т Просто обожаю ее. дай-ка подержу... Ой, какой хорошенький!» Нет, так покло-ннты‘я нел1>зя! Это Бог велик, а мы малы. Мы приближаемся к Нему в умонастроении пйшппрыг. «Господь, пожалуйста, милостиво прими это подношение, предлагаю его от имени моего духовного учителя*.

Как-то раз я был на говардхана-парикраме и проходил мимо группы преданных, которые искали шилы. Один из них подобрал камень и говорит: «О, эта классная, на-ка посмотри!* — и перекинул камень другому. Тот поймал и отвечает: «Да, крутая шила, забирай!» Я оторопел... Прабхупада обычно говорил: «Отнеси шилу обратно к холму». Конечно, нам не запрещается им ноклонят1>ся, но... современным людям свойственно относиться ко всему легкомысленно. Как сказал однажды мой отец: «Осталось ли в этом мире хоть что-то

святого?* Мы должны быть чрезвычайно осторожны, особенно в поклонении Божествам, не совершать оскорблений.

Шрила Прабхупада учил нас этому своим примером. Однажды матаджи Малати пошла за покупками и зашла в один магазин восточных товаров.

В те времена такие магазины были в Америке большой редкостью. Она накупила специй и, гулял вдоль стеллажей, заметила, как она узнала позже, Божество Джагалнатхи. Он был таким «маленьким и хорошеньким*. Она купила Его и принесла Прабхупаде: «Прабхупада, посмотрите, какую хорошенькую куколку я нашла!» Прабхупада сошел со своей асаны и тут же предложил поклоны, полный дандават: нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале шримате бхактисид-дханта-сарасвати ити намине... Все преданные застыли в недоумении: «Что такое Гуру Махарадж делает? Кланяется маленькой статуэтке?* Поднявшись, Прабхупада сказал: «Господь Джаганнатх так добр, что пришел в страны Запада*. И с того самого дня он начал вводить поклонение Божествам.

Мы были благословлены: каким-то образом, по милости гуру и Кришны Гирирадж пришел к нам, неквалифицированным неофитам, и нам была дарована возможность поклоняться Ему. Поэтому мы должны быть крайне осторожны, тщательно следовать всем правилам и не допускать небрежности в обращении с Ним.

Рагхунатха дас Госвами после ухода Махапрабху

После возвращения Господа Чайтаньи в духовный мир Рагхунатха дас Госвами был совершенно опустошен. Он думал даже, что боль разлуки с Господом страшнее боли смерти: «Жить всю жизнь в разлуке с Господом Чайтаньей просто невыносимо... Лучше расстаться с жизнью. Пойти во Врин-даван и сброситься с холма Говардхапа, умереть...» Но по плану Господа во Вриндаване его встретили Рупа и Санатана Госвами, и они убедили его: «Нет-нет, Махапрабху дал тебе шилу в знак того, что ты должен жить. Не

Навигация:

Страница 94
Страница 93
-- Страница 92 --
Страница 91
Страница 90