как вдруг заметил меня и Ма-хавана даса, моего слугу. Он тут же подозвал нас — разделить с ним его трапезу. Таковы личностные взаимоотношения в индийских деревнях.
По дороге назад к дому нам встретились мальчишки, которые пасли коров. Опи подбежали поприветствовать пас. Выглядели они крепкими и здоровыми. Конечно же, они не преминули поклянчить у нас денег. Я им ничего не дал. И в тот самый момент вдали, на пыльной дороге, показался торговец (представьте себе!) попкорна со своей деревянной тележкой. Мальчишки тут же убежали к нему` и окружили его. Немного потачковав о чем-то с попкорн-яалой, они, к моему удивлению, уже бежали назад, мимо меня — каждый с самодельным пакетом попкорна в руке! Когда же торговец со своей тележкой приблизился ко мне и Махавану, то он протянул руку и сказал:
— 20 рупий.
— За что? — спросил я.
— Мальчики сказали, что вы согласились расплатиться за все их пакеты попкорна.
Я посмотрел, — мальчишки в пале буквально в истерике валялись на земле рядом со своими коровами, покатываясь со смеху, пока я расплачивался с торговцем попкорна. Я тоже рассмеялся.
Вот уже наступили сумерки, и коровы с близлежащих полей побрели домой. Куда 1П1 глянешь — повсюду были видны неспешные стада. Такое великолепное зрелище!
Я опаздывал на встречу и потому сказал Махавану, что стоило бы поторопиться. Однако не успели мы пройти и несколько шагов, как коровы преградили нам путь. Мы попытались было пройти сквозь стадо, обойти его, — все напрасно. В конце концов я сдался и подумал про себя: «Это же Вриндаван, земля коров Кришны! Они здесь задают темп жизни, так что мы могли им подчиниться*. Мы возвращались домой медленно, не спеша... Как и полагается.
3 октября 2010 г.
Дурга, доброжелательница преданных
Сегодня, прогуливаясь по живописной, поросшей лесом местности во Врадже, я наткнулся на небольшой храм Радхн и Кришны. Он стоял вдали от дороги, и кроме одного пожилого пуджари, никого там не было. Пуджари с любовью провел для своих Божеств церемонию аратики, после чего отправился поклоняться Божеству Дурги, стоявшему неподалеку. Мне стало любопытно, почему такой почтенный вайшнав поклоняется Дурге? Сфотографировав Божество, я вернулся домой и, поискав ответа в шаетрах, нашел, к моей радости, объяснение такого поклонения, данное
ШрилоМ Бхактисиддхантой Сарасвати в его комментарии к «Брахма-самхите».
Суть этого комментария сводится к тому, что когда, благодаря общению с преданными Господа, в сердце взбунтовавшемся дживы, заключенной в тюрьме Дургн (материальном мире), происходит перемена и эта джива начинает с любовью и преданностью служить Кришне, тогда сама Дурга-де-ви помогает освободить этого преданного и доставить домой, в духовный мир. В заключение Шрила Бхактисиддханта Са расвати говорит: ♦Поэтому каждый должен попытаться снискать легкодоступную милость Дурги».
Таким образом, то, что делал тот пуджари, не противоречило наставлениям гуру, садху и шастр. В следующий раз, когда мне доведется быть в тех местах, я непременно помолюсь Дурге в надежде снискать ее милость. Она особо благосклонна к тем, кто усердно служит ее возлюбленному Господу Кришне.
Вот точная цитата из комментария Шрилы Бхактисид-дханты Сарасвати:
«Дурга является обладательницей дурги, или тюрьмы. Когда дживы, порожденные пограничной энергией (татастха-шакти), забывают о служении Кришне, их запирают в материальной темнице, цитадели Дурги, и наказывают с помощью колеса кармы. Дурге поручено подвергать очищению подлежащие наказанию дживы. Повинуясь вате Говинды, она неустанно несет свою службу. Когда же заключенным дживам посчастливится соприкоснуться с душами, достигшими духовного совершенства, и благодаря этому с них спадает пелена забвения Говинды, а в сердцах их пробужда-
ется естественная склонность к исполненному любви служению Кришне, тогда сама Дурга — опять же, повинуясь воле Говинды, — способствует их освобождению. Следовательно, каждому надлежит умилостивить Дургу бескорыстным служением Кришне и таким образом снискать ее милость».
5 октября 2010 г.
Навоз и телефон
Сегодня во время своей дневной прогулки я принялся фотографировать одного паренька, который вёз коровьи лепешки. Немного смутившись от оказанного ему внимания, он остановил рикшу, сошел на землю и с гордостью достал свой телефон.
— Коровьими лепешками, которые ты везешь, л впечатлен больше, чем твоим сотовым телефоном, — сказал я.
— Правда? — удивился он.
— Да, — ответил я, — ведь они в действительности гораздо ценнее.
— Но мой телефон стоит 3000 рупий, — возразил он.
— Возможно, — сказал я, — но уверен, что твоя мама использует коровий навоз как топливо и готовит все блюда на нем,так?
— Да, — ответил он.
— А твой отец помещает его на стены вашего дома, чтобы летом он сохранял прохладу, а зимой согревал, правильно?
— Да, это так, — ответил он.
— И он также использует его в качестве удобрений на полях? — спросил я.
— Да, использует, — ответил он.
— Кроме того, навоз быстро лечит инфекцию при заражении рамы.
— Так делает моя бабушка, — сказал он с ухмылкой.
— И когда вы сжигаете коровий навоз на улице, это отпугивает комаров, ведь так?
— Да, — ответил он.
— Навоз служит для всего этого и многого другого, — подытожил я. — И сколько же он стоит?
— Да он ничего не стоит, — сказал он с улыбкой, поняв, к чему я клоню.
— Быки и коровы дают нам егог даром, — сказал я.
— Тнк и есть, — сказал он.
— Сотовые телефоны, конечно, имеют ценность, — продолжил я, —