милостиво отвлекся от других своих дел и на следующий день организовал для нас поездку в музей.
Вечером по дороге на программу в один дом я обратил внимание на то, что Филадель-фия занимает важное место в истории Америки. Мы проехали мимо нескольких мест, о которых я читал в школе, например, долины Форж, в которой в 1777 году во время американской революции остановились на зимовку Джордж Вашингтон и его войска. Подобные места заставляют большинство американцев раздуваться от гордости. Помня об этом, я основал свою лекцию на необходимости освободиться от телесной концепции жизни и объяснил, как сильно обусловленная душа отождествляет себя с телом, семьей и землей, на которой родилась. Себя я использовал в качестве примера: в детстве мои мать
и отец сделали из меня ярого патриота. Когда я упомянул, что один из моих предков был в числе подписавших американскую декларацию независимости, некоторые слушатели были весьма удивлены.
В пятницу один преданный отвез нас на выставку о Радхе и Кришне. Там было много старых картин об Их Светлостях, а также древние сосуды, ковры и другие предметы. Выставка была хорошо организована и ее атмосфера сильно - вероятно, слишком сильно - напомнила мне о Вриндаване. Уже через несколько минут я почувствовал ностальгию по святой дхаме и вышел с выставки, чтобы посидеть снаружи и почитать мантру.
Во второй половине дня мы поехали в ресторан ИСККОН в культурный центр города, на поминальную службу о преданном Сиддха рупе дасе, оставившем тело 3 дня назад. Был киртан и пир, а вечером в храме я прочел лекцию об уходе вайшнавов.
Я думаю, таким образом Кришна подготовил меня для другой печальной новости. Когда после программы я вошел в свою комнату, мне позвонил мой ученик Джананиваса дас из России и сообщил, что недавно оставила тело моя ученица Гитанджали даси. Джананиваса сказал, что она умерла в тот самый февральский день, когда я навестил ее в Екатеринбурге. К сожалению, он не привел подробностей о ее уходе. Очень важно, каким образом душа покидает этот мир. В каком-то смысле вся жизнь преданного - это подготовка к этому моменту. Сознание в момент смерти определяет, куда в дальнейшем направится душа. Есть одна бенгальская поговорка: бхаджан кара садхана кара - мурте
джатле хой, "Бхаджан и садхана, исполняемые человеком на протяжении всей его
жизни, проверяются в момент его смерти".
Но что случится, если в момент смерти преданный не может сосредоточить свой ум на Кришне? Один доктор недавно сказал мне, что 80 процентов людей в момент смерти находятся без сознания! Перед травматичным моментом выхода души из тела тело "естественным образом" переходит в состояние шока. Возможно, именно поэтому в Ишопанишад преданный молится:
ваюр анилам амритам
атхедам бхасмантам шарирам
ом крато смара критам смара
крато смара критам смара
"Пусть это недолговечное тело обратится в пепел, а жизненный воздух соединится с обычным воздухом. Сейчас я прошу, о мой Господь, чтобы Ты запомнил все мои жертвоприношения, и поскольку Ты олицетворяешь высшее благо, прошу, чтобы Ты помнил обо всем, что я сделал для Тебя".
Однажды после смерти Ямуначарьи Рамануджачарья задался несколькими вопросами. Он попросил Канчипурну, слугу Господа Варадараджи (Кришны), задать Господу несколько вопросов. Один из них был такой: "Что случится, если преданный умрет неожиданно и в момент смерти не сможет думать о Тебе?"
Господь Варадараджа ответил: "Тогда Я буду думать о моем преданном".
Мой дорогой Господь, я знаю, что мое бхакти неспособно привлечь Твое внимание, но, поскольку я - духовный учитель Гитанджали, то мой долг обратиться к Тебе: пожалуйста, помести ее у Своих лотосных стоп, забери ее домой, в Шри Вриндавану дхаму!
"Сегодня или завтра это бесполезное материальное тело оставит меня и вместе с ним уйдет все связанное с ним материальное счастье. Поскольку материальное счастье преходяще, его следует считать лишь миражом истинного счастья. О ум, пожалуйста, оставь это фальшивое счастье и наслаждайся истинной, вечной радостью преданного служения на земле Вриндавана". [Вриндавана Махимамрита, Сатака 1, Стих 24]
Выпуск 3, Глава 31.
Во время полета из Филадельфии к следующему пункту нашего путешествия - Хьюстон, штат Техас, я сидел рядом с джентльменом, который сообщил мне, что техасцы "воинственно независимы". Со своим протяжным южным выговором он сказал: "Техасцы везде оказываются первыми". Когда в 1845 году Техас присоединился к Америке и стал одним из ее штатов, в конституции была статья, в которой оговаривалось, что Техас сможет выйти из союза, когда пожелает. Эта статья сохранилась в конституции штата до наших дней.
Приехав в Хьюстон, я смог лично убедиться в их независимом духе: рядом с каждым американским флагом развевался флаг штата Техас с его "одинокой звездой". О менталите жителей штата также поведали некоторые рекламные щиты, увиденные мною по дороге в храм: "Человек богат настолько, насколько богато его пиво", "Бут Камп: шанс выжить для неженок", и фотография местной бейсбольной команды с тренером на переднем плане: "Я посадил игроков на диету из земли и травы!"
Этим флагам и рекламным лозунгам не удалось разжечь во мне дух патриотизма, напротив, они заставили меня вспомнить о признаках Кали-Юги,