трата сил.
• Отказ от желания престижа.
• Наслаждение напряжением (страсть) и иллюзией (невежество).
• Мы стали преданными, но наши умы - нет: в них продолжается та же деятельность, как будто ничего не изменилось.
2. Относитесь к уму, как к другу, а не как к врагу (даже если он ваш враг).
• Займите его в служении - медитации на святое имя.
• Умоляйте сладкими речами.
3. Относитесь к нему, как к избалованному ребенку и, соответственно, приучайте к порядку:
• Бейте его ботинком с утра (чтобы не возгордился).
Бейте его палкой вечером (чтобы не критиковал
других).
4. Просто слушайте мантру и дайте Кришне управлять умом.
Вторжение скучающего ума - подтверждение того, что мы все равно ничем неуправляем.
Смирение как составляющая джапы
1. Смирение является первым необходимым качеством повторения, свободного от оскорблений (смотрите: «Шри Шикшаштака», 3; «Ч.-ч.», Ади, 17;Антья, 6 - наставления Рагунатхи даса Госвами),
2. Смирение означает принятие правды, то есть оценивать окружающий мир по-настоящему, реалистично,
3. Его противоположность - гордость, она проявляется как:
• попытка отвернуться от Господа.
- Гордость является препятствием на пути к Кришне: материальное тело - это проявление нашего провозглашения независимости от Бога, оно появилось только благодаря гордости;
• вложение эго в то, чем обладаем, и в тех, с кем общаемся;
• привязанность к славе: стремление получить признание за все, что сделали.
4. Ключи к развитию смирения/избавления от гордости:
• Живите просто.
• Смиренно служите другим.
• Ставьте себя на равных или ниже по отношению к другим, но не выше.
- Распространяйте книги Шрилы Прабхупады. Повторяйте джапу в настроении раскаяния.
Повторяйте святое имя в настроении зависимости от беспричинной милости Кришны.
- Милость означает получать то, чего мы не заслужили: это не справедливость, это милость.
• Молитвы Господу Нарасимхадеву (повторение этих молитв имеет своей целью уничтожить гордыню).
5. Смирение - это показатель хорошей джапы: повторение мантры подобно вспышке света в комнате, где не наводили порядок в течение 3 СОО лет.
6. Существует пропорциональная зависимость между смирением и любовью к Кришне.
7. Смирение не означает низкую самооценку.
• Низкая самооценка - это:
- показатель отсутствия опыта чувствовать себя любимым;
- появление желания казаться лучше, чем я есть;
- проявление ложного эго.
8. Смирение как следствие неудачи.
Неудача предоставляет возможность позвать на помощь.
• Само святое имя может оказать мне помощь, чтобы я мог сосредоточиться на нем, но только если я сам прилагаю усилия.
Ключи к улучшению характера
1. Привычка - это неосознанная деятельность. Практика - это то, что мы делаем осознанно.
Осознанная практика с целью улучшения поведения со временем преодолеет привычки нежелательного поведения.
2. Все хотят улучшений, но никто не желает меняться.
• Мы хотим, чтобы менялись другие.
• Попытка измениться дает положительный результат (преданность) или оправдания (мысли о том, что могло бы быть).
• Изменение - значит регулярный выход из «зоны комфорта».
- Изменяться - значит переживать неудобства.
- Без изменений нет улучшений.
- Если мы чувствуем дискомфорт во время повторения, значит, происходит улучшение.
- Ум автоматически находится под контролем в процессе изменения.
3. Перед началом повторения джапы повторяйте стихи, прославляющие святое имя.
4. Сделайте первую мантру точкой отсчета: не начинайте до тех пор, пока полностью не сосредоточитесь.
5. Посеешь мысль - пожнешь поступок, посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.
Создание священной атмосферы для воспевания
1. Окружение важнее, чем сила воли.
2. Место (внутреннее или внешнее) наполняется священной атмосферой с помощью последовательного священного ритуала.
3. «Кафедральный собор священного звука»: тело - это храм.
• Повторение всем телом: почувствуйте вибрацию мантры с ног до головы (от грубого к тонкому), по уровням:
- Низ живота.
- Середина (диафрагма).
- Грудь.
- Горло.
- Внешнее ухо.
- Внутреннее ухо.
- Ум (почувствуйте, как вы слушаете).
- Сердце (почувствуйте мантру).
4. Препятствия на пути погружения в священное пространство (множество причин: духовных и мирских).
• Материальные привязанности.
• Ограничения во времени.
Личные качества, способствующие внимательному повторению святого имени
1. Смирение.
2. Терпение.
3. Уважение к другим.
Осознание
1. Если я смогу молить Радху и Кришну, чтобы Они обратили на меня внимание, с той же настойчивостью, с которой мой ум умоляет меня обратить внимание на него, тогда, в конце концов, я смогу привлечь Их внимание.
2. Мое изначальное препятствие: моя привязанность к желанию наслаждений, исходящих из ложного эго.
3. Мне необходимо избавиться от страха, предаться святому имени, если я когда-либо хочу получить милость святого имени.
4. Мои друзья здесь в святом имени: это безопасно, прыгай. Они тебя поддержат.
Самые сокровенные желания моего сердца
1. Стать, как Арджуна: «Вооружившись йогой, встаньи сражайся».
2. Быть среди преданных Господа, когда святое имя танцует у них на языке.
СЛОВАРЬ ИМЕН И ТЕРМИНОВ
А
Авидья- невежество. Атма-таттва - наука о душе.
Аханкара - ложное эго, заставляющее духовное живое существо отождествлять себя с материей.
Ачарья - духовный учитель, который учит собственным примером.
Ашрам - ступень духовного развития; место проживания для духовного продвижения.
Б
Брахманы - носители знания, жрецы; первый из четырех
укладов ведического общества.
Брахмачари - ученик, хранящий целомудрие и изучающий
шастры под руководством духовного учителя.
Бхава - начальная стадия развития любви к Богу.
Бхакти - преданность Верховному Господу.
Бхакты (бхакта) -преданные.
Г
Гони - девушки-пастушки, подруги Кришны, находящиеся в любовных отношениях с Ним.
Госвами из Вриндавана - шесть главных последователей Чайтаньи Махапрабху, написавшие книги о бхакти и проводившие раскопки забытых святых мест Вриндавана.
Д
Джанмаштами - день явления Кришны. Джапа-мала - четки, состоящие из 108 бусин и предназначенные для повторения Харе Кришна, маха-мантры. Джива - индивидуальное живое существо. Дикша - духовное