Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 29 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 29

и повторение

Пункты 32 («петь»), 33 («участвовать в санкиртане»), 34 («повторять мантры») и 63 («повторение мантры Харе Кришна») отличаются друг от друга следующими особенностями:

п.32 {«гитам») касается исполнения песен, прославляющих Господа; п.33 («санкиртанам») относится к коллективному прославлению имен Господа, Его игр и качеств; в п.34 («джапа») имеется в виду тихое повторение мантры; п.63 относится исключительно к совместному пению святого имени Господа, которому придается первостепенное значение. Слушание священных писаний

Пункты 43 (слушание), 54 (слушание богооткровенных писаний), и 61 (чтение «Шримад- Бхагаватам» в кругу преданных) выглядят очень похожими. Их можно различать следующим образом: п.43 относится к слушанию об имени, качествах, играх и т.д. Кришны; п.54 касается служения шастрам посредством слушания, изучения их, поклонения им; п. 64 предлагает наслаждаться сознанием Кришны, слушая «Шримад-Бхагаватам» от осознавших себя преданных.

Другие аспекты

Пункты 30 («арчана, служение Божеству в храме») и 31 («лично служить Божеству»). Различие между ними показано в 9-й главе «Волн преданности».

Различие между пунктами 35 («вознесение молитв») и 36 («вознесение знаменитых молитв») описано также в 9-й главе.

Пункты 45 («памятование») и 46 («медитация»): о различиях между ними говорилось в 10-й главе.

Пункты 49 («все отдать Господу») и 52 («стать предавшейся душой») обсуждались в 11 -й главе этой книги.

Различие между пунктами 57 («устраивать пышные вайшнавские праздники») и 59 («участие в праздниках, посвященных деяниям Господа») описано в 12-й главе.

Пункт 63 (шри-нама-санкиртанам) совпадает с первым подразделом пункта 33 (нама-санкиртанам).

60

Глава 13

Пять могущественных форм преданного служения

БРС 1.2.238-247

1. Проживание в Матхуре (матхура-мандале-стхитих)

2. Поклонение Божеству (шри-муртер-ангхри-севане-притах)

3. Слушание «Шримад-Бхагаватам» {гари бхагаватартхасвадо)

4. Повторение мантры Харе Кришна (шри-нама-санкиртанам)

5. Служение преданным (саджатийашайа-снигдха шри-бхагавад-бхакта-санго)

Шрила Прабхупада говорит, что эти формы деятельности «настолько могущественны, что небольшая привязанность к любой из них может пробудить экстаз преданности даже в неофите» (НП, стр. 143).

Слова «экстаз преданности» указывают на бхава-бхакти. Слово «неофит» в данном контексте относится к человеку, чья преданность слаба. Таким образом, даже преданный- неофит, обладающий слабой привязанностью к Кришне, может быстро достичь бхава- бхакти, практикуя один из пяти этих самых могущественных видов духовной деятельности.

Духовная программа быстрого прогресса

Шрила Прабхупада использовал эти пять самых могущественных форм преданного служения в качестве основных столпов духовной программы ИСККОН: повторение Харе Кришна, ежедневная лекция по «Шримад-Бхагаватам», пышное поклонение Божествам, общение с преданными

(с очевидной целью сплочения ИСККОН) и строительство больших храмовых комплексов в Майяпуре и Вриндаване.

Следование любому из этих пунктов может быстро пробудить бхава-бхакти даже в неофите. Однако, они не дадут никакого эффекта, если человек, совершает оскорбления.

Таким образом, преданный, желающий быстро прогрессировать, должен сосредоточиться на этих пяти могущественных пунктах и тщательно избегать оскорблений, особенно оскорблений вайшнавов.

Примеры того, как каждый из этих пунктов пробуждает бхаву

Поклонение Божеству

Шрила Рула Госвами сочинил прекрасный метафорический стих, чтобы проиллюст- рировать особую действенность поклонения Божествам: «Друг мой, если в тебе еще живо желание наслаждаться обществом своих друзей в материальном мире, не смотри на фигуру Кришны, стоящую на берегу Ямуны у Кеши-гхата [место омовения во Вриндаване]. Его зовут Говинда, и глаза Его пленительно прекрасны. Он играет на Своей флейте, голову Его украшает павлинье перо, а вся Его фигура залита лунным светом» (НП, стр. 143).

Эта поэтическая метафора осуждает то, что достойно прославления, и восхваляет то, что надо бы осуждать. В действительности, здесь дается наставление - смотреть на прекрасное Божество Говинды во Вриндаване и так стать безразличными к соблазнам материального мира.

Полнейшее равнодушие к материальному является одним из 9-ти признаков бхава-бхакти (который называется виракти).4 Таким образом, Шрила Рупа Госвами говорит, что

Эти 9 признаков бхавы описаны в главе 18 настоящей книги.

61

созерцание Божества, особенно формы Говинды, может быстро разбудить экстаз преданности (бхаву) даже в неофите.

Слушание «Шримад-Бхагаватам»

Далее Шрила Рупа Госвами использует подобную метафору (см. НП, стр. 143-144), называя своего друга «глупым» за то, что тот, слушая Десятую Песнь «Шримад- Бхагаватам», стал совершенно безразличным к «замечательной» деятельности, именуемой дхарма, артха, кама и мокша. Таким художественным приемом он хочет побудить нас слушать «Шримад-Бхагаватам», который настолько прекрасен, что даже четыре цели человеческой жизни не идут ни в какое сравнение с ним.

Осуждение же освобождения, присутствующее здесь, является отличительной чертой бхава-бхакти (а именно, мокша-лагхутакрит). Так Шрила Рупа Госвами показывает, что слушание «Шримад-Бхагаватам», особенно Десятой Песни, способно незамедлительно пробудить экстаз преданности (бхаву) даже в неофите.

Служение преданному

Шрила Рупа Госвами описывает богатство эмоций преданного, в чьем сердце проявился Господь: «Самое поразительное, что с тех пор, как я увидел Кришну, Личность Господа, омытого слезами, текущими из моих глаз, тело мое сотрясает дрожь. Он заставил меня забыть обо всех моих материальных обязанностях. Увидев Его, я уже не могу молча сидеть у себя дома. Мной все время владеет желание выйти к Нему» (НП, стр. 145).

Этот стих, казалось бы, может служить примером того, как можно достичь бхавы, созерцая форму Господа. Однако, истинный смысл данного текста заключается в том, что общение с преданными, которым присущи описанные здесь трансцендентные признаки, чрезвычайно могущественно и способно пробудить наше сознание Кришны. Таким образом, этим стихом иллюстрируется сила служения преданным.45

Шрила Прабхупада поясняет: «Смысл этих слов в том, что как только человеку выпадает удача встретиться с чистым преданным, в нем тотчас же должно

Навигация:

Страница 31
Страница 30
-- Страница 29 --
Страница 28
Страница 27