Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 24 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 24

Преданности».

J. JIclBcI /

Обоснование принципов преданного служения

БРС 1.2.97-117 ¦;` `

Перечислив 64 главных принципа садхана-бхакти, Шрила Рупа Госвами поясняет и обосновывает каждый из них свидетельствами из священных писаний. В этой главе описываются первые 18 пунктов. Мы прокомментируем некоторые из них.

Принять прибежище у истинного духовного учителя (гуру-падашрайа)

Первым Шрила Рупа Госвами- называет самый решающий принцип. Следование лишь одному ему открывает двери .ко всем остальным 63-м правилам садханы, потому что духовный учитель дает наставления об исполнении и значении всех их.

В пояснение этого принципа Шрила Рупа Госвами приводит следующее свидетельство:

тасмад гурум прападйета

джигйасух шрейа уттамам шабде паре ча нишнатам

брахманй упашамашрайам

Мудрец Прабуддха говорит эти слова (ШБ 11.3.21) царю Ними сразу же после описания тщетности усилий, направленных на достижение, земных и райских чувственных наслаждений. Согласно комментарию Шрилы .`Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура на процитированный стих, только тот, кто понял ничтожность материальных чувственных наслаждений, может обратиться к истинному духовному учителю.

Итак, первый принцип преданного служения заключается в необходимости ясно понять, что материальный мир - ложное прибежище; ощутить настоятельную потребность в духов- ной жизни, и, таким образом, искать подлинного, прибежища у истинного духовного учителя.

Получить посвящение от духовного учителя и выслушивать его наставления (шрм- кришна-дикшади-шикшанам)

И вновь Шрила Рупа Госвами цитирует Прабуддху: «О, царь, ученик должен видеть в духовном учителе не только духовного наставника, но и представителя Верховной Личности Бога и Сверхдуши» (НП, стр. 87).36

Другими словами, отказавшись от материальной жизни и обретя покровительство духовного учителя, человек должен развить полную веру в гуру. Дикша означает формальное принятие духовным учителем обетов и веры ученика. Не связав себя подобными обязательствами, ученик не может обладать твердой верой, необходимой для того, чтобы надлежащим образом усвоить духовные наставления гуру. Шрила Прабхупада объясняет: «Он должен тщательно и с глубоким почтением к духовному учителю изучать «Шримад-Бхагаватам» (НП, стр. 87).

Служить духовному учителю с верой и преданностью (вишрамбхена гурох сева)

Относительно второго пункта Прабуддха дал такое наставление: «Слушание и пересказ «Шримад-Бхагаватам» - это та форма религиозной практики, которая возводит человека на уровень служения Верховной Личности Бога и любви к Нему» (НП, стр. 87).

`6 Татра бхагаватан дхарман/ сикшед гурв-атма-даивата,/ амайайанувриттйа йаи/ тушйед атматма-до xapvx — ШБ 11.3.22.

49

Исполнение этого принципа поднимает нас до готовности следовать третьему пуню Тот, кто с верой слушает своего духовного учителя, поднимается до уровня любовно: преданного служения ему.

В подтверждение Шрила Рупа Госвами ссылается на известный стих, в котором Кринп устанавливает необходимость относиться к ачарйе как к Самому Господу. Понимая значен! служения Верховному Господу и зная, что духовный учитель не отличен от Него, ученз должен служить своему гуру с непоколебимой верой. J

Следовать по стопам святых (садху-вартману вартанам)

Необходимо следовать наставлениям не только нашего собственного духовного учите! но и всех истинньк садху и ачарйев в цепи ученической преемственности. Меж, наставлениями духовного учителя и учением гуру-парампары не должно быть расхождени поскольку истинный гуру характеризуется тем, что он представляет священные писан! строго следуя гуру-парампаре. В противном случае приверженность его учению не считает преданным служением.

В качестве примера здесь приводится Господь Будда. Хотя Он и является Сам< Личностью Бога, нельзя сказать, что Его последователи практикуют чистое предана служение, так как, исходя из обстоятельств того времени, Будда объяснял смысл священш писаний, не придерживаясь гуру-парампары.

В связи с этим Шрила Рупа Госвами цитирует знаменитый текст из «Брахма-ямалы»:

шрути-смрити-пуранади панчаратра-видхим вина аикантши харер-бхактир утпатайаива калпате

«Если вся духовная деятельность человека не основана на предписаниях шастр (шрут смрити, пураны и панчаратра), то так называемое преданное служение только принос беспокойство обществу. Необходимо идти по стопам тех преданных, которые твер, следуют парампаре».

Расспрашивать о вечных принципах религии (сад-дхарма-приччха)

Шестьдесят четыре принципа садхана-бхакти предлагают множество практическ: способов, как увеличить наше преданное служение. Один из них - просто отмечать вопрос которые возникают в процессе изучения шастр и размышления над ними, а затем задава их старшим вайшнавам. Это, само по себе, будет преданным служением.38 Принимать только то, что необходимо (йавад-артхану-вартита)

В стихе из «Нарадия Пураны» преданному дается наставление принимать только то, ч необходимо для поддержания его тела. Шрила Прабхупада расширил это понимание отношении выполнения духовной практики: «Лучше дать какой-то обет, касающив принципов преданного служения, исходя из своих возможностей, и затем строго соблюла его. Это облегчит наше духовное развитие» (НП, стр. 91). Выражать почтение дереву Баньян (дхатрй ашваттхади-гауравам)

Ачарйам мам виджанийан,/ наваманйета кархичит / на мартйа-буддхйасуйета/ сарва-дева- майо гурух-ШБ 11.3.22.

Джива Госвами говорит в «Бхакти-сандарбхе»: «Существуют два способа служения чистому преданному: (1) общаясь с ним, слушая его и расспрашивая и (2) исполняя практическое служение: татра махабхагавата-сева двидха - прасанга-рупа, паричарйа-рупа ча («Бхакти-сандарбха»), текст 238).

Возможности этого вида практики духовной жизни.разъясняются в цитате из «Сканда Пураны». Нужно уважать не только дерево баниан (ашваттха)., но и все живые существа, которые служат Господу и Его преданным. В их число входят Туласи, брахманы и коровы.

В своем комментарии на этот текст из «Бхакти-расамрйта-синдху» Джива Госвами отмечает, что Господь Гопал очень доволен, когда хорошо заботятся о коровах. Ссьшаясь на «Гаутамья Тантру», он описывает, что можно нежно почесать тело коровы, предложить ей пучок зеленой травы и почтительно обойти вокруг нее, повернувшись к

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22