Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 169 ------

М.Кремо - Деволюция человека - Страница 169

при выборе, который он сам сделает, либо приходит с ним в этот мир как дух-защитник» (Okpehwo. 1998. Pp. 90—91).

Связь между чи и человеком устанавливается в момент зачатия. Игбо верят в перерождение души и говорят, что чи в каждой жизни будут разными. Это может выражаться в том, что в одной жизни человек будет богатым, а в другой бедным. Описывая качества чи, Мик пишет: «Способности человека, его достоинства и недостатки, удачи и неудачи — все приписывается его чи, и это до некоторой степени объясняет фаталистическое отношение игбо к жизни. Если человек ведет себя неправильно и попадает в беду, то оправдывается тем, что в этом виноват его чи» (Meek. 1970. Р. 55). У животных тоже есть чи, говорят игбо. Если охотник находит стрелу, которая не попала в зверя, он считает, что зверя защищал его чи.Мик отмечает: «Животное может стать чи человека, и считается, что у грубых людей чи животных. Говорят, что у детей охотников чи животных, которых убили их отцы — таким образом, звери мстят за свою смерть» (Meek. 1970. Р. 55).

Однако чи отличается от настоящей сущности человека. Согласно Огбуэне, неизменная духовная суть человека называется ммуо — это дух, который вселяет жизнь в материальное тело (Ogbuene. 1999. Р. 112). В понимании игбо,— пишет Огбуэне,— есть иерархия мтио — духов, которые произошли от Чукву, высшего Духа-Ммуо» (Ogbuene. 1999. Р. 112). Ушедшие предки зовутся алам-муо — духи, которые живут в духовном мире, но умерли в этом мире (Ogbuene. 1999. Р. 112). Такие духи могут вернуться в наш мир. Огбуэне пишет: «Родители и родные, знавшие человека в прежнем воплощении, узнают его, если он воплотится снова и будет вспоминать события из жизни в духовном мире. Мы уверены, что многие дети рождаются с подробными воспоминаниями о той жизни» (Ogbuene. 1999. Р. 116).

Тело, в котором живет душа, называется ару (Ogbuene. 1999. Р. 164). Есть и еще один элемент у всех живых существ — его называют оби, и Огбуэне описывает его как дыхание (Ogbuene. 1999. Р. 164), а Мик говорит, что это «жизненная энергия человека» (Meek. 1970. Р. 56). Огбуэне также говорит об элементе же как о «предке-хранителе» (Ogbuene. 1999. Р. 164). Ммуо, чи, ару, оби и эке можно сравнить с элементами из ведической концепции атмы (индивидуальной духовной души), маны. (тонкого материального тела), дехи (грубого материального тела), праны (жизненной силы) и Параматмы (Сверхдуши).

Игбо чувствуют крепкую связь с духами предков. Они ведут себя так, словно умершие до сих пор находятся среди них. Виктор Чикензи Ученду пишет о духах мертвых: «Их упрекают, что они бросили своих детей, что позволили злым духам прийти и убить кого-либо из членов семьи или за неурожай, или за невыгодную торговлю» (Uchendu. 1965. Р. 102). Им предлагают обычную пищу при совершении простых ритуалов в домашних условиях. По верованиям игбо, их предки иногда возвращаются в новом теле в ту же семью. Ученду отмечал: «Вера в реинкарнацию [перерождение в человеческом теле] дает игбо надежду, что в следующей жизни они смогут осуществить свои намерения и желания. Переселение [перерождение души в другой биологической форме] считается самым ужасным наказанием за такие грехи, как кровосмешение, убийство и черную магию. „Исдигх уа на ммаду" — „да не вернешься ты никогда в человеческом облике" — самое страшное проклятье для игбо» (Uchendu. 1965. Р. 102). Это перекликается с ведической идеей о переселении душ, где души с плохой кармой воплощаются в низших формах, например, в животных.

Некоторые животные у игбо считаются священными для определенных кланов. Например, в Локпанте леопард — священное животное клана Ум-Аго. Ум-Аго означает «дети леопарда». Ум-Аго не убивают леопардов, не едят их мяса и верят, что если кто-то сделает это, то вскоре умрет. Члены клана Ум-Аго, по преданиям, могут превращаться в леопардов и разорять врагов, убивая их скот (Meek. 1970. Р. 252).

Игбо также верят, что дети могут менять облик. Если к трем годам ребенок не может ползать и ходить, игбо говорят, что это существо из реки. Ребенка приносят к ближайшей реке, предлагают ему тарелку размятого картофеля, и он превращается в питона и исчезает в воде. В еще одном клане игбо подобная церемония проводится дома. Иногда дети превращаются в змей — тогда их убивают. Иногда они превращаются в обезьян. Норт-коут У. Томас в антропологическом исследовании писал: «Подброшенный ребенок называется словом ну а ди муо, и многие совершенно серьезно убеждали меня, что видели подобные превращения» (Thomas. 1914. Р. 29).

Чарльз Кингсли Мик описывает богов игбо: «Есть пантеон высших богов, на самом верху находится Чуку, или Чинек, Высший Дух, затем идут Аньяну (бог солнца), Игве (бог неба), Амади-Оха (бог молнии) и Ала (бог земли). А под ними есть огромное множество младших божеств: воды и земледелия; духи, которые отвечают за удачу, судьбу, богатство, силу, мистические способности и проявления зла; духи-двойники живых людей и, наконец, духи предков, которые управляют судьбой потомков. Высшая Сущность, или, скорее, Высший Дух, или Душа Мира, известен как Чуку, в этом слове соединены слова чи