Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 170 ------

М.Кремо - Деволюция человека - Страница 170

— дух, и уку — великий... В своей созидающей ипостаси он известен как Чинек, или Чуквок, или Чи-Окике» (Meek. 1970. Р. 20).

Огбуэне, как и Мик, разделяет Чукву, или Чуку («бога, большого духа... первого предка... существующего самого по себе и отца всего сущего») и Чинека («бога-создателя») (Ogbuene. 1999. Pp. 113—114). В ведической

космологии есть схожее различие между Кришной, Верховной Личностью Бога, источником всего сущего, и богом-творцом, Брахмой, который по повелению Кришны из данного ему материала создал землю и все небесные тела во вселенной. Окпеху (Okpehwo. 1998. Р. 90) считает, что на религию игбо в наши дни сильно повлияли христианские миссионеры, но даже Окпеху признает, что есть некое «верховное божество», и приводит рассказы людей, которые встречались с богом в его проявленной форме (Okpehwo. 1998. Pp. 73—74). Как пишет Окпеху: «Важно... что ийо [игбо] могут осмыслить встречу с высшим божеством» (Okpehwo. 1998. Р. 74). Огбуэне пишет, что «Чукву... это бог, который действует и говорит, и от которого ждут помощи, принося ему жертвы» (Ogbuene. 1999. Р. 108). В то же время, его нельзя описать,и поэтому иногда его называют Ама-ама-Амаси Амаси, «Тот, о ком знают, но которого никогда не познают». Огбуэне отмечает: «Это совсем не то же самое, когда говорят, что Чукву может быть чем угодно или ничем. Скорее, они имеют в виду, что это реальность, которую нельзя описать; но на которую указывают Его действия» (Ogbuene. 1999. Р. 108).

Мик пишет о Чукву: «Он создал небо и землю, он посылает дождь и дает урожай, он — тот источник, от которого люди получают чи или духа-двойника. Он — отец всех богов, и, по крайней мере, некоторые боги зовутся его сыновьями. Он — очень далекое божество, неясное и смутно понятное, и ему редко приносят жертвы напрямую. Но считается, что именно он в итоге получает все подношения. То есть, если подношение приносят Аньяну, жертвующий просит Аньяну принять пожертвование и передать его Чуку» (Meek. 1970. Р. 20).

Такое отношение младших богов к высшему богу Чуку напоминает взаимоотношения между богами в нашей основной ведической космологии. В Бхагавад-гите (9.23) Кришна, Верховное Божество, говорит «Те, кто с верой поклоняется другим богам, в действительности поклоняется Мне одному, о сын Кунти, но делает это неправильно».

Как пишет Огбуэне, разные боги и создания, в том числе и Чинек, являются одновременно и единым, и отдельным от Чукву: «Игбо говорят, что Чукву — един, огромен и вмещает в себя все существа. Так называемые боги и духи тоже являются Чукву, всего лишь отражая его разные ипостаси... проявления и состояния» (Ogbuene. 1999. Р. 109). Это удивительно схоже с концепцией непостижимого одновременного различия и единства (ачинтъя-бхеда-абхеда-таттва), характеризующей школу ведической философской мысли, которой я придерживаюсь (гаудия-вайшнавизм). Учители этой школы объясняют, что, как и лучи солнца одновременно едины с солнцем и отличны от него, так и все души одновременно едины с Высшей Душой и отличны от Нее.

По ведической концепции Бог Кришна обладает тремя качествами: earn, вечное существование; чит, полное знание, и ананда, постоянно увеличивающееся трансцендентное блаженство. Последнее качество проявляется в полном любви обмене духовными наслаждениями между Кришной и Его вечными спутниками. Этот обмен называется нитья-лила, вечные игры. Физическая любовь считается искаженным отражением таких духовных наслаждений. Чукву, высшее божество игбо, тоже обладает тремя качествами вечного существования, знания и блаженства. Первое качество проявляется как Окике, в котором «Он проявляется в созидании всего видимого и невидимого» (Ogbuene. 1999. Р. 109). Все сущее, материальное и духовное, и само существование, называется жизнью (Ogbuene. 1999. Р. 112). Чукву обладает знанием. Как пишет Огбуэне: «Чукву — живой бог, который знает тайны всех сердец» (Ogbuene. 1999. Р. 110). Огбуэне дальше говорит: «Верховная сущность Чукву является океаном сознания [знания] и существования, и океаном любви и блаженства. Его цель в процессе созидания — наслаждаться любовью с самим собой, через свои творения, но в разных объемах» (Ogbu-ene. 1999. P. 163).

Люди называются оке-чукву, что значит «частичка Чукву». Когда Чукву создал первых людей, он произнес ммаду — «да будет красота» (Ogbuene. 1999. Р. 160). Согласно Огбуэне, игбо верят, что «ммаду проявляет божественную мысль, переводит бесконечное в конечное, божественный дух — в явления чувственного мира» (Ogbuene. 1999. Р. 162). Люди — самые близкие к богу создания, и их отношения с богом выражаются в аджа, жертвоприношениях и молитвах. «Каждый день первое, что делает семья игбо утром, — это возносит благодарности Чукву в виде молитв. Они омывают руки, чертят на полу линии белым мелом нзу и иногда красят им пальцы ног. Белый цвет символизирует чистоту, духовность» (Ogbuene. 1999. Р. 235).

Вселенная в представлении игбо со всем ее многообразием богов и духов в высшей степени персонализирована. Ричард Нил Хендерсон пишет: «Люди знают, что есть боги, духи и призраки... и знают, что находятся под их влиянием. Однако, хотя жизнь людей во многом определяется этими силами, основная масса почти ничего не знает о них. Поэтому знающие люди постоянно ищут способы сообщить о них окружающим» (Henderson. 1972. Р. 117). В этом общении им помогают