Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 167 ------

М.Кремо - Деволюция человека - Страница 167

украденные вещи. Колдуны могли рассказать о том, что происходит в отдаленных местах. Они вызывали духов заклинаниями или рисунками на земле. Некоторые из них общались с духами в бессознательном состоянии, принимая наркотические напитки. Практически всегда они общались с духами в темноте, и люди слышали голоса и колдунов, и духов (Rowe. 1946. Р. 302).

Космология зулусов

Зулусы — древнее племя, принадлежащее к языковой группе банту, живет в северо-восточной части провинции Наталь в Южной Африке. По рассказам космология зулусов предполагает не только бога-создателя, но и более далекого, высшего бога. Бог-создатель отвечает за материальное проявление всех вещей и существ, его зовут Умвелинканги. Все люди произошли от Ункулун-кулу. Человек из племени зулу рассказывал Каллавею, что Ункулункулу — это то же самое, что Умвелинканги, бог-создатель (Callaway. 1870. Р. 97). Он также рассказывал, что высший бог, который был всегда, до появления бога-творца, зовется просто царь. В ведической системе им соответствуют верховный бог (известный под именами Кришна, Нараяна или Вишну) и бог-создатель (Брахма), который проявляет материальные планеты и всех живых существ, включая людей.

Некоторые считают, что идея высшего божества пришла к зулу из христианства; Но один из людей племени рассказывал Каллавею: «Мы узнали о царе, который наверху, не от белых людей. Летом, когда случается гром, мы говорим, что „царь играет". А если человек чего-то боится, старшие говорят ему: „Это просто страх. Что такого ты съел, что принадлежит царю?" Поэтому мы уже знали о боге до того, как вы рассказали нам. Но он не похож на Ункулункулу, творца всех вещей. Мы называем его царем, потому что он выше. Ункулункулу ниже него; все, что еще ниже, создано им» (Callaway. 1870. Р. 19).

Зулус объяснял Каллавею, что именно небесный царь, высший бог, наказывает людей за дурные поступки, насылая на него несчастья. В этом и есть его проявление. Зулус объясняет: «Мы ничего не знаем ни о его жизни, ни о принципах его правления. Его улыбка — это единственное, что мы знаем». Небесный царь появился не как творение Ункулункулу, в отличие от всего остального. По словам зулуса, «нет никакой связи между нашим знанием об Ункулункулу и о царе. Мы знаем вещи, сотворенные Ункулункулу, но мы не знаем ни о чем, что принадлежит небесному царю. Мы знаем о творениях Ункулункулу, потому что он был на нашей земле, и у нас есть конкретные знания о нем. Луна и солнце — творения Ункулункулу, как и все вещи и существа в этом мире» (Callaway. 1870. Pp. 20—21).

Человек из племени зулусов был не согласен с христианским представлением, что именно небесный царь сотворил все в этом мире. «Мы считаем, что их создал Ункулункулу» (Callaway. 1870. Р. 21). Он добавлял: «И мы, темнокожие люди, не думаем, что Ункулункулу живет на небе, хотя белые миссионеры и пытались нас убедить, что он и небесный царь,— это одно существо; мы знаем, что он приходил на землю и умер — вот что мы говорим». Это согласуется с ведической конценпцией, по которой Брахма, бог-творец, смертен, а высшее божество, Кришна, вечен. Совершенно очевидно, что Ункулункулу живет на небесах. Старейшины зулусов на вопрос о месте обитания создателя сказали: «Создатель всего сущего находится на небесах. И там есть еще целый народ» (Callaway. 1870. Р. 53).

Философ из племени зулу, живший в XX веке, Ладума Мадела, выдвинул собственную версию создания мира. Имя бога-творца было Умвелинганги, что означает «тот, кто создал все, кроме мира, создавшего его». Его жену звали Ма Джукуджиквини. Она получила свое имя в честь места, где создавалось все, Эма Джукуджиквини. Здесь появились бог-создатель и его жена, «как грибы» (Bodenstein, Raum. 1960. P. 169). Они родили трех детей — Ситху, Нову и Номкубулвану, «принцессу, которая не выйдет замуж» (Bodenstein, Raum. 1960. P. 169). Земля называлась Умхлаба. На земле бог-создатель воздвиг четыре колонны. Он создал еще земли под нашей землей и еще небеса над нашими небесами. Один из людей зулу рассказывал: «Как, достигая видимого горизонта, видишь еще один, то же самое и с небесными сводами!» (Bodenstein, Raum. 1960. P. 172).

Женщина из племени описывала Номкубулвану, дочь Умвелинганги, как небесную принцессу: «Она любит людей и открывает небеса, чтобы они могли взглянуть на эти миры. В этот момент видно радугу. Именно она... позволяет людям посмотреть. Радуга очень красива— в ней проявлены все цвета» (Berglund. 1976. Р. 70). Когда люди видят радугу, они говорят: «Принцесса и правда любит нас. Сейчас кончится дождь и выглянет солнце. А потом она опять пошлет нам дождь».

В начале времен люди видели и саму принцессу. Сейчас она очень редко показывается им. Если она встретит человека, то прячется и просит его повернуться спиной и не смотреть на нее, потому что она обнажена. Если же человек все же посмотрит, то заболеет и скоро умрет. Но иногда принцесса говорит с людьми, и ее послания всегда очень важны. Она может сказать человеку, который работает в саду: «В этом году у тебя будет хороший урожай; долгое время был голод, но теперь все будет хорошо» (Callaway. 1870.