Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 11 ------

Джаяпатака Свами - Вриндаване бхаджана - Страница 11

разных экстатических расах преданного служения, находятся под полной защитой Верховной Личности Бога. Там, в духовном мире, они занимаются любовным преданным служением Господу, находясь с Ним в различных трансцендентных отношениях, начиная с нейтральных отношений (шанта-раса), служения (дасья-раса), дружбы (сакхья-раса), родительской любви (ватсалья), и заканчивая супружеской любовью (мадхурья-раса). Супружеская любовь - высшая из всех упомянутых рас и сочетает в себе все их основные характеристики.

Экстатические вкусы любовных взаимоотношений, существующие в духовном мире, бесподобны и восхитительны. Материальный мир берет свое начало в мире духовном, но при этом является лишь его тенью. Все вечные взаимоотношения,существующие в духовном мире, присутствуют и в материальном мире, но лишь в ограниченном или искаженном виде. Это подобно тени, которая лишь передает очертания предмета, но не показывает его полностью.

КОММЕНТАРИЙ

Шрила Прабхупада употребляет здесь слово батут. Так называют несмышленого ребенка, лепечущего всякий вздор. Подобно несмышленому ребенку, недалекие философы, оперируя своими скудными знаниями, приходят порой к очень глубокомысленным «выводам». И хотя им самим очень нравится их мудрствование, в действительности оно сродни глупой детской болтовне. Вот почему Шрила Прабхупада называет таких философов батула.

Иногда подобные философы заявляют, что духовный мир - это пустота, хотя не имеют о нем никакого представления. У них нет опыта, поэтому они, словно глупые дети, твердят, что Бог не может быть личностью. Хотя мы видим, что любой человек и любое животное является личностью, такие философы упрямо считают Абсолютную Истину, источник всего сущего, безличной. Это свидетельствует лишь о скудости их знаний.

Поскольку тело является полной противоположностью души, философы убеждены, что в этом мире личностные взаимоотношения и личность как таковая - всего лишь иллюзия. Осознавая себя духовными душами, они испытывают отвращение к материальному телу. В попытках познать свою истинную природу они отвергают отождествление себя с телом. Далее эти философы совершают роковую ошибку: зная, что материальному телу присущи индивидуальность и качества, они делают вывод, что индивидуальность и качества - это лишь порождение материи, не имеющее отношения к духовной реальности. Такое умозаключение не подтверждается авторитетным духовным знанием и основано на отрицании относительной истины.

Веды описывают Господа как расо ваи сах- источник всех рас. В «Риг-веде» ясно сказано: омкршно ваи сач-чид-ананда- гханах кршна ади-пурушах кршнах пурушоттамах - «Кришна вечен, исполнен знания и блаженства». Он обладает многообразными качествами, и все они не подвержены влиянию трех гун природы. Утверждение, что у Господа нет качеств, указывает на отсутствие материальных качеств. При этом Господь исполнен духовных качеств.

Материальный мир подобен тени. Если направить на руку свет, она будет отбрасывать тень. Тень повторяет очертания руки, но не передает ее особенности - наличие волос, цвет кожи или отпечатки пальцев. Образ, создаваемый тенью, весьма условен. Аналогичным образом, восхищение, служение, дружба, родительская и супружеская любовь, которые мы видим в ма-териальном мире, - это лишь несовершенные тени реальных про-тотипов, Подобно тому как материальное тело обладает разными качествами, например, формой и цветом, качествами обладают и тела в духовном мире. Поэтому и взаимоотношения в духовном мире исполнены разнообразия. Но, в отличие от взаимоотношений материального мира, они безгранично расширяются и лишены недостатков и материального опьянения. Поскольку и Господь, и Его преданные вечны и свободны от каких бы то ни было материальных качеств, их взаимоотношения совершенны и трансцендентны.

Таким образом, только глупец, не имеющий даже от-даленного представления о духовном мире, станет называть всё пустотой и заявлять, что всё едино. Отвергнув подобные мысли, мы должны внимать великим душам - тем, кто знает о присущем Господу многообразии. Четверо Кумаров вначале постигли Господа в Его аспекте безличного брахмаджьоти. Позже, когда им довелось лично встретиться с Господом Нараяной, они испытали такой трансцендентный экстаз, что их волосы встали дыбом, а тела начала сотрясать дрожь. Преисполнившись экстатических переживаний, Кумары сразу же стали преданными.

Разнообразие, исходящее от личности Господа, в миллионы раз более блаженно, чем постижение Его сияния, озаряющего окраины духовного царства. Самые удачливые из осознавших себя душ (такие, как четверо Кумаров и Шукадева Госвами), увидев Верховную Личность Бога воочию, сразу поняли, что образ и качества Абсолютной Истины трансцендентны. Такие души,

постигшие Абсолютную Истину во всех ее ипостасях - брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате (Шримад-Бхагаватам, 1.2.11) - как безличный Брахман, как Параматму, пребывающую в сердцах всех живущих, и как всесовершенную Личность Бога, пришли к заключению, что высшей является личностная ипостась Господа. Безличной концепции Бога придерживаются лишь те, чье знание неполно. Они подобны детям, которых не следует воспринимать всерьез, несмотря на все их самоуверенные речи.

Текст 9

кршна йеи бхадже сеи хайа та` чатура

майа йеи бхадже сеи хайа та` `пхатура`

`пхатура` хаибара лаги анитйа виласа

самбандха-джнана-хинера хайа карма-бандха

пханса арджуна карайе йуддха (ара) дурйодхана каре

арджуна бхакта-шрешта, дурйодхана маре

эка йуддха-кшетре дут прийаприйа хайа

буддхимана лока йеи буджхите парайа

кршна йеи бхадже - любой, кто поклоняется Кришне; сеи - этот человек; хайа - является; тa - воистину; чатура - разумным; майа йеи бхадже - любой, кто поклоняется майе; сеи - этот человек; хайата - воистину является; пхатура - нуждающимся; пхатура хаибара - будучи нуждающимся; лёги - желает; анитйа - преходящих; виласа - развлечений; самбандха-джнана- хинера - для того, кто

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9