Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: 12-09-19
------ Страница 1 ------

12-09-19 - Страница 1

Шрила Джаядвайта Свами

Лекция по Шримад-Бхагаватам (4.22.

Москва, 12.09.1998

(перевод Вайдьянатхи прабху)

дурдаршас теджаса ива агни

махендра ива дурджаяха

татикшая даритрива

дьйор ива абхишта дйор нринам

дурдаршас - непобедимый, теджаса - могуществом, ива - как, агни - огонь, махаиндра - владыка рая, ива - был подобен, дурджаяха - неодолимый, титикшая - терпением, дхаритри - земля, ива - как, дйяю - райские планеты, ива - как, адбхишта - выполняя желания, нринам - человеческого общества

Махараджа Притху был таким сильным и могущественным, что ослушаться его распоряжений было так же невозможно, как победить огонь. Сила его была столь велика, что его сравнивали с Индрой, владыкой рая, обладающим неодолимой мощью. Вместе с тем, Махараджа Притху был терпелив, как земля, и исполнял все желания своих подданных, как само небо.

Комментарий: Долг царя - защищать своих подданных и выполнять их желания, а подданные, в свою очередь, обязаны подчиняться законам государства. Махараджа Притху безупречно выполнял обязанности царя, и в то же время обладал таким могуществом, что ослушаться его приказа было так же невозможно, как остановить излучаемые огнем тепло и свет. Его сила и могущество были так велики, что его сравнивали с Индрой, царем небес. Современные ученые экспериментируют с ядерным оружием, а в прежние времена воины поражали врага с помощью брахмастры. Но ни брахмастры, ни любые другие виды ядерного оружия не идут ни в какое сравнение с молнией небесного царя. Одной молнией Индра способен разбить самые высокие горы. С другой стороны Махараджа Притху был терпелив, как сама Земля, и подобно льющимся с неба потокам дождя, исполнял все желания своих подданных. Без дождей обитатели этой планеты не смогли бы осуществить свои желания. В Бхагавад-гите сказано: "Парджаньят анна самбхава" - злаки растут только благодаря дождям, а без злаков никто из обитателей Земли не смог бы удовлетворить свои нужды. Поэтому непрерывно льющуюся с неба милость сравнивают с потоком дождя, льющегося с неба. Подобно дождю, милость Махараджи Притху лилась непрерывным потоком. Иными словами, Махараджа Притху был нежнее розы и суровей молнии. Так он правил своим царством.

Лекция:

Царь, или глава исполнительной власти в государстве должен одновременно быть могущественным и терпеливым. Теджасам - это значит, что он должен быть исполнен мощи, могущества. Кто-то сказал, что правительство - это орган, у которого есть монополия на насилие. Правительство должно быть сильным, и сила подразумевает, что вы должны быть готовы применить ее. Иначе говоря, правительство должно быть готово приложить сило против тех, кто нарушает закон. Винашая ча душкритам. Для того, чтобы обуздать тех, кто нарушает законы государства, которые в конечном счете представляют законы Бога, Притху Махараджа был подобно этому силен, силен, как огонь. Подобно царю Индре. Шрила Прабхупада говорит, что у Индры есть оружие в виде молнии. В Бхагавад-гите Кришна говорит, что из видов оружия Я есть молния. Среди видов оружия молния представляет Кришну. И эта молния является оружием Индры. Это значит, что никто не мог победить Господа Индру или Махараджу Притху. Вчера мы говорили об этом. Но при этом титикшая даритрива - хотя он могущественен, как огонь, он должен быть терпелив, как Земля. Мать-Земля терпелива. Ее сверлят, в нее выбрасывают мусор, но она все это спокойно терпит. Как мать, ребенок мочится на свою мать, но мать терпеливо сносит это. Титикшая даритрива. Таким образом, царь должен быть терпеливым также. Но это не значит, что он слабак или глупец, или что он готов терпеть все, что угодно. Он терпелив в тех случаях, когда терпение необходимо. Это также предписывается священными писаниями. Есть определенные виды граждан государства, которых нельзя наказывать. Детей нельзя наказывать. Женщин нельзя наказывать. Брахманов тоже нельзя наказывать. Вайшнавов нельзя наказывать, коров нельзя наказывать и стариков. Их нужно терпеть. Господь Кришна в случае с царем Нригой дает наставления сыновьям-кшатриям: "Даже если брахман оскорбит тебя - вы просто должны улыбнуться в ответ и терпеливо снести это оскорбление". Обычно, если кшатрия оскорбят - он сразу же готов сражаться. Но если брахманы оскорбят - то все в порядке. Брахманы занимают более высокое положение. Они считаются представителями Верховного Господа, поэтому их нужно терпеть. Детей нужно терпеть, потому что они не являются независимыми, самостоятельными. Если они делают что-то не то, какую-то шалость, то нужно наказать их родителей. Если ребенок врывается в чей-то дом и делает там что-то, то родителей нужно оштрафовать, они должны держать ребенка под присмотром. Но ребенка наказывать нельзя. Точно так же нельзя наказывать женщину, потому что женщина не должна быть самостоятельной, независимой. Она должна находиться под покровительством мужа, отца или сыновей. Поэтому, если она сделает что-то не то, то нужно говорить: "Твоя жена это сделала". За это отвечает муж. Но саму женщину наказывать нельзя. Это принципы религии и законы религии, и государство должно знать это. В наше время по-прежнему есть очень могущественные правительства, очень строгие. И это очень хорошо. Но они также должны знать, когда они не имеют права наказывать, когда они должны проявлять терпение. Этот вопрос обсуждался в беседе между Ямадутами и Вишнудутами в случае с Аджамилой.

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 5
Страница 4