Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: GKG_LK11
------ Страница 1 ------

GKG_LK11 - Страница 1

Обязанности ученика

19.10.94 Ш.Б. 11.3.24 С-Петербург

Сегодня я дам лекцию по очень замечательному стиху из 11 песни

"Шримад-Бхагаватам". В нем описываются обязанности ученика. В движении

сознания Кришны каждый является учеником кого-нибудь.

Ом намо бхагавате васудевая

шаучам тапас титикшам ча

маунам свадхьяям арджавам

брахмачарьям ахимсам ча

саматвам двандва самджнайох

шаучам - чистоплотность; тапа - аскетизм; титикшам - терпимость; ча - и;

маунам - молчание; свадхьяям - изучение Вед; арджавам - простота;

брахмачарьям - целибат; ахимсам - не насилие; ча - и; саматвам -

уравновешенность; двандва самджнайох - ситуация двойственности.

Для того чтобы служить духовному учителю, ученик должен научиться

чистоплотности, аскетизму, терпимости, молчаливости, изучению ведического

знания, простоте, целибату, не насилию и уравновешенности перед лицом

материальной двойственности, такой как жара или холод, счастье или

несчастье.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Шаучам, или же чистоплотность, относится как

ко внутренней, так и ко внешней чистоте. Следует оставаться внешне чистым,

омываясь водой с мылом по крайней мере один раз в день, а если есть

возможность - три раза в день. Человек считается внутренне чистым, когда

он свободен от скверны ложной гордости и эгоизма. Тапах, или аскетизм,

означает, что, несмотря на иррациональные импульсы в уме, следует

оставаться сосредоточенным на исполнении своих соответствующих

обязанностей в жизни. Более конкретно, необходимо контролировать пылающий

гнев и побуждения к необузданной половой жизни. Если человек не

контролирует побуждения гнева, вожделения и жадности, он теряет

способность понимать свое настоящее положение. Человеческая жизнь - это

золотая возможность для того, чтобы решить обуревающие проблемы рождения,

старости, болезни и смерти. Согласно "Вишну-Пуране":

варнашрамачара-вата

пурисена парах пуман

вишну арадхйате пантха

нанйат тат-тоса-каранам

Каждый человек может достичь духовного совершенства, посвятив плоды своей

предписанной деятельности Верховной Личности Бога - Вишну.

В "Бхагавад-гите" (18.45) Кришна ясно говорит:

све све карманй абхиратах самсиддхим лабхате нарах

Нет необходимости принимать монашеский образ жизни или жить в лесу, как

йоги, - можно достичь совершенства, просто посвящая свои профессиональные

обязанности Всевышнему Господу.

Бхактивинода Тхакура сказал: намашрьяя танетуми, тхакаха апина кадже -

если человек искренне принимает прибежище у святых имен Кришны, повторяя:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама

Рама Харе Харе, - он достигнет духовного совершенства в рамках своей

повседневной деятельности.

Если человек пренебрегает регулирующими принципами цивилизованной жизни,

исключающими незаконный секс, мясоедение, интоксикации и азартные игры.

Его, несомненно, одолеют волны вожделения и гнева, которые полностью

покрывают осознание человеком реальности духовной жизни и тащат его

заниматься фантасмагорией временного материального тела.

Кришна сказал в "Бхагавад-гите" (3.39):

авритам гьянам этена гьянино нитья-вайрина

кама-рупена каунтея душпуренаналена ча

Чистое сознание человека покрывается его вечным врагом в форме вожделения,

которое никогда не насыщается и горит подобно пламени.

Поэтому слово тапа, или же аскетизм, в этом стихе указывает на то, что

необходимо выполнять свои предписанные обязанности, не становясь

нетерпеливым или неуравновешенным из-за волн вожделения, гнева и жадности.

Слово титикшава, или терпеливость, означает, что трансценденталист должен

уметь прощать. Материальный мир полон стесняющих и раздражающих ситуаций,

и если у человека не будет склонности быть всепрощающим, то он будет

подвержен мстительному настроению, которое испортит его духовное сознание.

Маунам, или же молчаливость, означает, что не следует говорить на

бессмысленные, фривольные темы, но следует обсуждать истинные проблемы

человеческой жизни, такие как возвращение назад, домой к Богу. Оставаться

полностью молчаливым - это признак невежества; камень молчит в силу

недостатка сознания. Поскольку каждая материальная вещь обладает своим

духовным аналогом, в ведических шастрах содержатся как негативные, так и

позитивные предписания. Для негативного наставления против того, чтобы

говорить, есть соответствующее позитивное предписание: следует всегда

говорить о Кришне.

сататам киртаянто мам

Следует всегда говорить о Верховной Личности Бога, прославляя его святое

имя, славу, игры, окружение ит.д.

В "Шримад-Бхагаватам" также говорится:

шротавьях киртитавьяш ча дхеях пудджьяш нитьяда

Следует всегда слушать, прославлять, медитировать и поклоняться Верховной

Личности Бога - Кришне.

Лекция Шрилы Бхагаватпады: В Одиннадцатой песни "Шримад-Бхагаватам" есть

замечательный диалог между царем по имени Ними и великими мудрецами. Царь

Ними полностью обладал сознанием Бога, в отличие от нынешних так

называемых правителей, совершенно не интересующихся самоосознанием. И ему

выпала огромная удача повстречаться с девятью йогендрами.

Царь Ними спросил у великих мудрецов: "Как действует иллюзорная энергия?"

Великие мудрецы просветили его, объяснив, как энергия запутывает живое

существо, заставляя его принимать ложное за истинное.

Затем царь спросил у великих мудрецов: "Как можно освободиться от

иллюзорной энергии?" Мудрецы сказали царю: "Даже если ты отправишься на

небесные планеты, ты не сможешь там обрести настоящее счастье. Даже если

человек обретет несметные богатства, он все равно не сможет быть

по-настоящему счастливым". Мудрецы сказали царю, что, в действительности,

богатство является причиной несчастья, а не счастья.

Когда богатство неправильно используется, оно является причиной несчастья.

У богатого человека столько врагов! А у бедняка врагов очень мало. Когда

вы становитесь богатым, другие начинают думать, как бы заставить вас

поделиться своим богатством. Воры все время планируют, как бы забраться в

дом и украсть все богатство. Родственники все время планируют, как бы

получить свою долю вашего богатства. Правительство тоже думает, как бы

забрать свою солидную долю в виде налогов.

Мудрецы убедили царя в том, что ни богатство, ни небесные планеты не

являются источниками настоящего счастья. Они сказали царю: "Даже если ты

отправишься на небесные планеты, время твоего пребывания там будет

ограничено, пребывание не будет вечным." Мудрецы пришли к заключению, что

есть единственное решение всех проблем: принять прибежище у авторитетного

духовного учителя.

Итак, мудрецы сказали царю, что каждый, кто хочет найти настоящее счастье,

должен искать авторитетного духовного учителя и искать возможности

получить инициацию у него. А какова квалификация авторитетного

представителя Господа? Он познал учение Господа таким,

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 10
Страница 9