Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 23 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 23

управления жизнью следующее. Змей Шеша присутствует в копчике человека в форме энергии кундалини-шакти (свернутой в клубок, наподобие дремлющей змеи), он поддерживает жизненную энергию тела и так обеспечивает его защиту. Однако известно, что орел легко одерживает верх над змеей и даже использует ее в качестве пищи. Поэтому, когда наступает время смерти человека, орел Гаруда вмешивается и побеждает защитника тела — змея Шешу. Подчиненный Шеше полубог Шива создает аханкару, ложное отождествление души с телом. Но в момент смерти Гаруда раз и навсегда разрывает связь умирающей души с телом, поэтому «магический змей», ранее защищавший тело, словно бы становится добычей Гаруды. Таким образом, Гаруда способствует переселению души в новое телесное пристанище. Путь в духовный мир для души, достигшей освобождения, тоже обеспечивает Гаруда, либо сам, либо посредством его слуг, также носящих общее с ним имя «Кала».

4. Кама — бог любви, пробуждает в сердце человека половое влечение, источник сильнейших материальных привязанностей.

5. Сома — бог Луны, извне дает силу уму посредством благодатной лунной энергии.

Кроме того, основой ума является сознание как таковое — читта. Сознанием управляют совместно Брахма и Мукхья-прана (Ваю) В их ведении находится функция просветленного разума, вигьяна-таттва, и память души.

Как можно видеть из выше предложенного описания в настоящем и последующих текстах, все великие небожители, такие как Брахма, Ваю, Шеша, Гаруда, Шива, Кама и прочие, вошли в мудрецов, основоположников различных ветвей ведического знания. Их прямое участие при написании основных священных текстов стало важным фактором, способствовавшим очищению ума людей от деградирующего влияния Кали. * I

76-7* Вьяса сделал мудреца Пайлу первым учителем гимнов «Риг-веды». Он благословил Вайшампаяну стать осново-

I положником первой ветви «Яджур-веды», называемой кришна

»_______________________ - - |||^~~Чи1_|| ■ ---------------------*

(темная). Затем Вьяса назначил Сурью (бога Солнца) основателем второй ветви «Яджур-веды», именуемой шукла (светлая), а Сурья сделал своим преемником на земле мудреца Ягьявалкью.

После чего Вьяса посвятил Джаймини в миссию распространения гимнов «Сама-веды». Мудреца Суманту Он назначил учителем «Атхарва-веды».

Мудрец Вайшампаяна получил от Вьясы еще одну дополни- I тельную миссию — распространить «Махабхарату» среди людей. |

Родного сына Шукадеву Вьяса послал проповедовать духов- | ную науку людям, небесным певцам, гандхарвам, и обитателям нижнего рая, распростертого вплоть до острова Пушкара-двипы.

А среди многочисленных сонмов богов на небесах «Махабхарату» | и другие писания распространил святой мудрец Нарада.

|

Примечание: Формально небесный мудрец Нарада считается учителем I Вьясадевы, и в первой песни «Шримад-бхагаватам» излагается исто- ] рия о том, как Нарада наставлял Вьясу. Однако, если учесть тот факт, ! что Вьясадева — это Сам Господь, то все становится на свои места. I Описанная здесь история прямым текстом заверяет нас в том, что это именно Нарада оказал служение Учителю всех миров, Шриле Вьяса-деве. Как было описано ранее, главные небожители, такие как Брахма, Ваю, Шеша, Гаруда, Индра и Сурья первыми услышали Веды и прочие писания непосредственно от Вьясадевы. Но оставались и другие полу- ; боги, которые не имели такой возможности, поэтому отдельно для них < духовное знание распространил мудрец Нарада.

79 Однажды волосы Господа Вьясы встали дыбом от пере- !

|

живания трансцендентного экстаза. Это послужило причи- ] ной чудесного появления на свет мудреца Ромахаршаны. Так ! как Ромахаршана родился из волос, он был причислен к низкому сословию сута, которое составляли придворные актеры и колесничие. Обстоятельства низкого рождения лишили Рома-харшану возможности быть учителем Вед, ибо считалось, что лишь привилегированные брахманы могли заниматься подобным. Тем не менее, Ромахаршана стал ученым мудрецом, и Вьясадева посвятил его в распространение писаний второй категории, именуемых паурушея, т. е. священных книг, вновь созданных

Вьясой на основе первоисточников Вед. К этой категории относились духовно-исторические книги: «Махабхарата», «Рамаяна» и все «Пураны».

М Господь Двайпаяна Вьяса сделал Ромахаршану основоположником важного для вайшнавов писания «Панчаратры», в соответствии с которым посвящение в духовное знание может получить любой искренний человек, вне зависимости от его социального статуса. Бог любви Камадева имел большое желание оказать служение Вьясадеве, поэтому он вложил свою энергию в Ромахаршану. Так способности Ромахаршаны многократно возросли, и Вьясадева снабдил его исчерпывающим знанием.

Примечание: В «Ваю-пуране» (1.13) говорится, что Ромахаршана обладал удивительным даром речи, он был способен пробуждать в своих слушателях такие экстатические эмоции, от которых мурашки начинали бегать по коже, а волоски на теле вставали дыбом. Слово рома означает «волосы», харшана — «радость» или «экстаз», выражающийся в поднятии волосков на теле.

Такие книги, как «Махабхарата», «Рамаяна» и «Панчаратра» относятся к категории писаний исторического характера, именуемых итихасами. Слово итихаса расшифровывается как ити иха аса — «вот такие события произошли здесь [в мире] в прошлом».

81 Господь Вьяса сделал основоположниками системы мистической йоги четверых кумаров, сыновей Брахмы: Санат-кумару и его братьев Санаку, Санандану и Санатану.

Примечание: Слово кумара буквально означает «ребенок». Четверых сыновей Брахмы называют так именно потому, что они, посредством следования методу мистической йоги, преодолели влияние времени и остановили рост своих тел. Несмотря на колоссальную продолжительность жизни кумаров, они всегда выглядят как пятилетние дети.

Мистическая йога относится к дисциплине гьяна-йоги, или йоги, позволяющей установить связь с Верховным Господом посредством культивации трансцендентного знания. Изначально данная система йоги была основана небесными мудрецами кумарами, а впоследствии ее систематизировали

Навигация:

Страница 25
Страница 24
-- Страница 23 --
Страница 22
Страница 21