Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 186 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 186

философии Вайшнавов

2 Уникальность Бога в том, что Он самодостаточен

асйд удара-гу на-варидхир апрамейо нарайанах паратамах парамат са эках самшанта-самвид акхилам джатхаре нидхайа лакшмй-бхуджантара-гатах сварато ‘пи чйгре

На заре сотворения мира Высший из высших (богов), единый и непостижимый Господь Нараяна, океан превосходнейших личностных качеств, возлежал в объятиях Его вечной супруги Шри Лакшми. Причем, будучи самодостаточным, Он изначально располагал внутри Себя блаженством невыразимой степени полноты. В то время Господь блистал беспредельной мудростью и умиротворением, и все энергии мироздания покоились в Его чреве.

5 тасйодарастха-джагатах сад-аманада-сандра-свананда-тушта-вапушо ‘пи рама-рамасйа бхутйаи ниджашрита-джанасйа хи срджйа-срштав йкша бабхува пара-нама-нимешаканте

Затем, в конце «Великой Ночи», длившейся со времени завершения предыдущего цикла творения, дивный Супруг прекраснейшей Рама-деви (Лакшми), черпавший в Собственном совершенном теле чистейшее и несравненное блаженство, проявил интерес к очередному акту созидания мира, покоившегося в Его чреве. В качестве побудительной причины сего действия Господа выступило Его желание позаботиться о благе Своих дорогих преданных.

Примечание: В писаниях утверждается, что время «Великой Ночи», наступающей после разрушения мироздания, по своей продолжительности равняется длине жизни Брахмы, то есть насчитывает

311040000 земных лет. В завершении периода «Великой Ночи» наступает рассвет — арунодая, продолжительность которого составляет одну восьмую часть всей Ночи, т. е. около 38880000 лет. Данный этап представляет собой то самое благое время, когда Господь предпринимает начало следующего витка вселенского созидания.

♦ дрштва са четана-ганан джатхаре шайанан ананда-матра-вапушах срти-випрамуктан, дхйанам гатан срти-гатамш ча сушупти-самстхан брахмадикан кали-паран мануджамс татхаикшат

Господь обозрел возлежавшие внутри Себя различные группы живых существ, среди которых находились: освобожденные души — те, что постоянно пребывают в чистой блаженной медитации (дхйана) на Него; и не освобожденные души — те, что пока ещё не сподобились завершить свой цикл перевоплощений в различных материальных телах, в силу чего они и оказались ввергнутыми в глубокий сон сушупти после очередного разрушения вселенной. Господь увидел различные типы живых существ, которые можно подразделить на три основные группы: (1) Брахма и другие благодушные существа, (2) Кали и прочие невежественные богоненавистники, а также (3) люди-манушьи, равно склонные и к благочестию, и к пороку.

Примечание: Когда Господь созерцал спящие у Него во чреве существа, Он увидел духовную сущность каждого из них, требующую раскрытия в процесс личной осознанной эволюции. В тексте приведены лишь три основные категории душ, находившихся внутри Нараяны, но, как будет описано далее, существует неимоверное множество классов и подклассов джив, и все они совершенствуются, проходя по строго индивидуальному пути развития.

I т/` I —— ------------------в

Философская часть - глава первая

5 Намерение-санкалпа Господа к созиданию

сракшйе хи четана-ганан. сукха-духкха-мадхйа-сампраптайе тану-бхртам вихртам мамеччхан со ‘йам вихара ихаме тану-бхрт-свабхава-самбхутайе бхавати бхути-крд эва бхутйах

Тогда Господь рассудил: «Я сотворю различные живые существа, облачив их в материальные тела, дабы они познали и счастье, и горе, а также синтез обоих состояний — всё то, что им должно пережить на пути эволюции их самосознания. Такова Моя игра — пробуждать свабхаву, дремлющую природу воплощенных душ. Я — опора первозданной „Бытий-ности“ (т. е. „Бхути“ — Матери Лакшми в Её ипостаси повелительницы материи, пракрити), которая помогает обрести бытие всему миру!»

Примечание: Интересная особенность разбираемой здесь концепции заключается в том, что Господь не творит природу живых существ — свабхаву, ибо данная природа уже существует извечно. Более того, именно Он помогает всем душам реализовать свой личный потенциал через прохождение опыта материальной жизни.

Видный последователь учения Мадхвачарьи, Вадираджа Тиртха, комментирует этот момент, указывая, что у различных живых существ наличествует совершенно разная духовная природа, иначе называемая сварупой. Для благонравных душ осознание сварупы знаменуется обретением вечного блаженства; для дремучих невежд-де-монов — сварупа раскрывается в виде состояния непрестанного страдания; а для ряда душ, относящихся к среднему типу существования (манушья — люди), раскрытие сварупы происходит в нескончаемых переживаниях перемежающихся между собой счастья и горя. В дальнейшем повествовании данная тема будет разобрана с большими подробностями.

6-$ Господь распространяет Себя в четыре формы с целью созидания мира

Решив так, Всевышний распространил Себя в форму, именуемую «Васудева». Именно в этом облике Он награждает душу освобождением, вечным бытием, реализуемым в Его обители. По особому велению Господа неразлучная с Ним Рама-деви приняла форму Его супруги, именуемой «Майя».

Далее вечный Господь распространил Себя в форму Сан-каршаны, того, кто уничтожает мир в положенный срок, а Лак-шми стала Его женой по имени «Джая-деви». Затем, дабы осуществить сотворение мира Господь проявился как Прадьюмна, а супруга Лакшми предстала перед Ним как «Крити-деви».

Для поддержания мироздания Господь стал Анируддхой, а супруга Его приняла форму «Шанти-деви». Прошла тысяча лет (по земному исчислению), и затем непостижимо могучий Господь Прадьюмна передал все спящие души Анируддхе, дабы тот облачил их в «тончайшие» тела, наделенные индивидуальными свойствами.

9 Господь Анируддха облачает души в тончайшие тела

нирдехакан са бхагаван анируддха-нала джйван сва-карма-сахитан ударе нивешйа чакре тха деха-сахитан крамашах свайамбху-пранатма-шеша-гарудеша-мухан самагран

Господь Анируддха принял к себе во чрево души, лишенные реальных тел, но обремененные их прошлой кармой. Постепенно Он облачил в подходящие «тончайшие» тела все дживы, начиная с таких великих полубогов как: Брахма, Мукхья-прана, Шеша, Гаруда, Шива и прочих.

Примечание: Вадираджа Тиртха дает следующие пояснения к обсуждаемой теме. До указанного момента творения обусловленные души, покоившиеся в чреве Господа Нараяны,