Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 136 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 136

отступить в свою род- | ную столицу. Между тем Карна вступил в ожесточенное сражение с царями. Поначалу Джарасандха недооценил героизм и воинскую сноровку Карны, и поэтому он посылал на поеди- | нок с ним каждого из царей поодиночке. В результате Карна ■ постепенно взял верх над каждым из своих соперников. Тогда ! Джарасандха лично взошел на свою колесницу и атаковал его. Однако Карна, имевший благословения Господа Парашурамы, вдребезги разгромил колесницу сына Джары и даже лишил его оружия. Но и яростный напор Джарасандхи также лишил Карну всей воинской амуниции, и потому вскоре они сошлись ! в рукопашной схватке. Когда же Карна стал наносить весьма болезненные удары своими кулаками прямо по шву, соединявшему воедино две половинки тела Джарасандхи, монарх-де-мон преисполнился откровенным удивлением.

Л

197-19* Он воскликнул: «О! Даже Балараме было неведомо мое единственное уязвимое место, а ты каким-то образом знаешь о нем?! Несомненно, ты достоин стать моим доверенным слугой. Нет, я ни в коем случае не хочу убивать столь превосходного воина, искушенного в таком множестве воинских наук!

Выслушай мое предложение: однажды в прошлом я завоевал царство Анга, отняв его у твоего отца. Так прими же теперь ту провинцию в дар от меня и будь отныне моим вассальным

царем!»

Примечание: В данном тексте прямо указано, что приемный отец Карны, Адхиратха, некогда являлся правителем страны Анга. Однако еще до рождения Карны, Джарасандха захватил его небольшое царство, и с тех пор Адхиратха был вынужден исполнять обязанности простого колесничего.

199 Получив столь выгодное предложение от влиятельного Джарасандхи, Карна охотно принял его условия. Ведь вплоть до настоящего времени Карне принадлежала только одна часть царства «Анга», а именно та, которую отвоевал у Джарасандхи Бхима в ходе завоевательного похода, предпринятого им в пору юности (см. гл. 5, тексты 87—94). Ту самую провинцию и подарил Карне принц Дурьйодхана с разрешения отца Дхритараштры.

Примечание: Карна охотно принял предложение Джарасандхи, ибо у него не было уверенности в собственной победе. Он боялся Джара-сандху и не в полной мере осознавал величие оружия, обретенного им от Парашурамы. Карна был несказанно рад, что смог продержаться в том сражении достаточно долго, однако ход дальнейшего поединка казался ему непредсказуемым.

Следует отметить, что Карна получил в дар обе части царства Анга из рук греховных личностей. Первую ему подарил демон Дурьйодхана, а вторую не меньший злодей — Джарасандха. Материальные ценности, конечно, очень привлекательны, но если они получены из неправедного источника, последствия обладания ими могут оказаться фатальными для корыстолюбивого собственника. Дальнейший ход истории действительно покажет, что дары, полученные Карной, отнюдь не пошли ему

во благо. В конечном счете Карна погибнет, всячески угождая недостойным личностям, попав в зависимость от них и соблазнившись их • роскошными подарками.

Подобное же происшествие описано в «Рамаяне». Однажды царь ванаров, Вали, победил Равану в бою, но хитрец Равана протянул ему руку дружбы. К тому времени Вали уже изрядно устал от сражения, и престиж дружбы с могущественным демоном показался ему достаточно привлекательным. Но, к сожалению, в результате Вали поте- -рял дружбу с Хануманом, и поэтому вся его дальнейшая судьба пошла , наперекос. В конце концов, Вали погиб, навлекши на себя неудоволь- | ствие Господа Рамы.

Подобным же образом и Карна, хотя и являлся изначально божественной личностью, сильно отдалил себя от Господа Кришны и могучего Бхимы, вступив в дружбу со злокозненным Дурьйодханой. А когда он вдобавок ко всему стал еще и вассалом Джарасандхи, это обстоятельство только усугубило и без того плачевность его положения.

200 Когда Карна стяжал благосклонность Джарасандхи и обрел новые земли в личное владение, после его возвращения в Хасти-напур некоторые малоразумные мужи из рода Куру стали почитать его даже больше, чем Господа Кришну. Они наивно полагали: «Вместо того, чтобы подобно Кришне убегать от Джарасандхи, доблестный Карна отвоевал у него новые царские владения!»

201-202 После описанных выше событий Дурьйодхана формально женился на похищенной им принцессе из страны Каши. Но этот брак вовсе не был случайным по следующей причине. В Дурьйодхане воплотился сам Кали, главный враг божественности, а жена Кали — «Джьештха Алакшми», верховная владычица всех несчастий и пороков, явилась на землю в облике той самой принцессы из рода Каши. Хотя жена Дурьйодханы воплощала в себе демоническое начало, внешне она обладала восхитительной красотой в силу того, что в ней проявила свою авешу Пар-вати, супруга Шивы.

От этой старшей царицы у Дурьйодханы родился сын «Лак-шмана», отличавшийся низменным характером демона. В прошлой жизни он был известен как «Акша» — сын Раваны (убитый Хануманом). Поскольку в жене Дурьйодханы незримо

Тааны «Ма^бЦараты». явленные учителей пгцра - Шри Мад^чарьеО

присутствовала Парвати, ею была рождена еще и божественная дочь «Лакшмана», являвшаяся прямой экспансией небесной

супруги шестиликого Картикеи.

Многочисленные братья Дурьйодханы постепенно также выбрали себе подходящих жен, а сам Дурьйодхана, пользуясь царскими привилегиями, женился впоследствии еще на нескольких женщинах.

У Духшасаны тоже родился сын, который подобным же образом в прошлой жизни являлся лютым демоном. Прежде его звали «Суранта» (или «Девантака» — «убийца богов»), и он также приходился сыном Раване.

Б&доа спасает сыновей Дйритараштры из плена в царстве Калинга

203-204 Итак, мужественные Пандавы, полные богоугодных