Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 12 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 12

уровне сознания, где нет места эгоизму. Всё, о чем рассказал здесь Мадхва, взято и собрано им воедино из различных достоверных источников, т.е. священных писаний, имеющих неопровержимый авторитет. Это иллюстрирует слово нирная, помещенное в санскритское название книги, которое означает, что всё нынешнее повествование является сутью сокровенной истины, бережно вынесенной автором на свет из сокровищницы ведической литературы.

Возникает, однако, вопрос: почему же тогда в таком авторитетном писании как «Шримад-бхагаватам» история о пахтанье океана молока рассказана несколько иначе? Ведь там ясно указано, что яд Калакуту выпил Шива, и нет никакого упоминания об участии в этом событии Ваю?

На подобное сомнение дается специальный ответ, содержащийся в комментарии, составленном Вадираджей Тиртхой. В действительности, следует понять, что одна и та же история в разных текстах может быть описана с большими или меньшими подробностями. Часто история

рассказывается кратко, и в ней нет возможности упомянуть все нюансы | представленного события. Кроме того, некоторые аспекты истории могут : быть сокровенными, и, следовательно, они не подлежат разглашению. ] Зачастую в писаниях о чрезвычайно сокровенных темах говорится либо | вскользь, либо излишние подробности могут быть совершенно опущены. Таким образом, те из читателей, кому дозволено знать тайное послание, смогут сами догадаться о сказанном «между строк», другие же, непосвященные читатели, — скрытого смысла истории просто не заметят.

Что касается обсуждаемой темы о питье яда Калакуты, то Шри Мад-хва растолковал ее подобным образом, основываясь на цитате из важнейшего и фундаментального писания — «Риг-веды», относящейся к числу шрути, откровений, изошедших прямо от Бога. Данная цитата звучит так («Риг-веда», 10. 136.7):

вайур асма упамантхат пинашти сма куннама кешй вишасйа патрена йад рудренапибат саха

«Ваю взял в руки порцию яда и пахтаньем уменьшил его силу до состояния, когда яд можно было пить. Эту часть смертоносного зелья он отдал выпить Шиве.

Ваю есть „Куннама" — тот, кто низвергает кутсита, низко-характерных демонов, таких, как Кали, в беспроглядную тьму невежества. Поэтому смертоносный яд олицетворенного Кали не оказал на могучего Ваю ни малейшего воздействия.

Сам Ваю по велению Господа испил яд вместе с Рудрой. Он выпил его весь в неразбавленном виде из блестящего золотого сосуда».

Шри Вадираджа поясняет этот текст следующим образом. Ваю является духовным учителем Шивы и прочих богов. Широко известен тот факт, что учитель обучает учеников, показывая личный пример. Таким образом, в миссии по нейтрализации яда Ваю вследствие его старшинства был главным исполнителем, а Шива второстепенным (Следует отметить, что иногда рассказы в писаниях направлены на прославление Шивы, и в такой ситуации мешающие основной цели подробности могут быть опущены в тексте, как это и можно видеть на страницах «Шримад-бха-гаватам»). Когда Ваю приготовился выпить яд, он отдал его малую часть попробовать Шиве, как своему ближайшему ученику, и на то он получил повеление от Самого Господа. Однако, даже выпив яд уменьшенной концентрации, Шива зарыдал от боли. Об этом сообщает использованное в вышеприведенном гимне имя «Рудра», — «рыдающий». Более того, от действия яда Шива потерял сознание, и горло его сделалось синим.

Между тем, Ваю выпил из золотого сосуда весь неразбавленный яд, и это вовсе не причинило ему никакого дискомфорта. Поскольку Ваю всегда носит в сердце высшее олицетворение счастья Господа Нараяну, он не подвержен горестям материального мира.

В завершении комментария Вадираджа отмечает, что вышеприведенное объяснение данной истории весьма сокровенно, и поэтому даже в текстах «Пуран» о нем мало что было сказано. Но вечные гимны «Риг-веды» явлены людям через всезнающих небожителей, поэтому в них указанная тема отображена во всей полноте.

В самой «Махабхарате» присутствует один текст, который недвусмысленно подтверждает подобное филигранное толкование Мадхвача-рьи. Он сошел сует мудрого Бхишмадевы и содержится в книге «Шанти-парва» (351.27), разделе «Мокша-дхарма»:

«...Когда при пахтанье нектара появился страшный яд Калакута, вторым его испил Ваю. Так этот яд был нейтрализован. С той поры шея Шивы стала синей, за что его величают ,,Нилакантхой“».

Таким образом, можно еще раз подчеркнуть необычайный талант и прозорливость Мадхвачарьи. Словно играючи, он сотворил удивительный экстракт из фрагментов священных писаний и вынес на свет то сокровенное послание, что ранее было скрыто под завесой глубочайшей тайны.

17 Хотя Шива выпил совсем немного яда, его голову пронзила нестерпимая боль. Он не смог допить весь предложенный ему напиток и упал в обморок, а остатки яда расплескались, пролившись с его ладони. Так уж случилось, что через капли расплесканного Шивой яда, Кали быстро наполнил весь мир своим деградирующим влиянием. Между тем, Ваю залпом выпил львиную порцию яда, и это не оказало на него никакого дурного воздействия.

Примечание: Хотя яд Кали считался смертельным, но Ваю, выпив его, ничуть не пострадал. Таково особое могущество Мукхья-праны — с древнейших пор он уполномочен Господом быть победителем над Кали, и на протяжении истории такая победа одерживается им вновь и вновь.

амртотпадане пунар бхакшанена

вайу-самйкртасйа вишаейа шивах нйла-кантхатвам упагатах

В ходе дальнейшего повествования пойдет рассказ о том, как Ваю в облике Бхимы стал победителем Кали, родившемся в теле Дурьйодханы, и никакие трудности и препятствия не смогли остановить его.

Что уж говорить, если сам автор — Мадхвачарья, был третьим воплощением Мукхья-праны. Он специально родился в нашу эпоху деградации,

Навигация:

Страница 14
Страница 13
-- Страница 12 --
Страница 11
Страница 10