Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 113 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 113

с позволения отца, Дхритараштры, немедленно устроил для Карны посвящение в царский сан, подарив ему во владение

небольшую провинцию, именуемую «Анга».

Как известно, царь Дхритараштра был очень привязан к своему старшему сыну, Дурьйодхане, и он не смог отказать ему, даже видя в подобной просьбе нарушение традиционных устоев.

Так Карна удостоился обряда коронации, таинства, вклю- ^ чающего в себя торжественное омовение (абхишеку) вновь | избранного преемника трона. Но так уж случилось, что именно тогда в собрание гостей вошел приемный отец Карны, колесничий Адхиратха. Увидев его, добродетельный Карна предложил родителю, хотя и бывшему простолюдином, достойные почести прямо на глазах у остальных царей, что вызвало волну одобрения в кругу собравшихся там праведников.

43-М Между тем Бхима и Дурьйодхана под предлогом демонстрации своих воинских навыков подняли тяжелые палицы и яростно схватились в публичном поединке.

В тот момент весь мир, населенный богами, демонами, людьми и другими существами, разделился на два лагеря. Одни желали победы Бхиме, а другие болели в поединке за Дурьйод-хану. Конечно, демоны и их сторонники встали на сторону Дурь- ; йодханы, а боги и праведные люди воодушевленно поддержи- I вали Бхиму. I

С разных сторон раздавались подбадривающие воз- ] гласы: «Джая! Слава сильнорукому Бхиме!» или «Джая! ] Победа — Дурьйодхане!» Некоторые сторонники выкрикивали ] кличь ХУМ, разжигавший в воинах дух соперничества. Другие подбадривали своего любимца слогом ПХАТ, дарующим защиту.

47-49 В какой-то момент великий учитель Дроначарья заметил, : что накал страстей на каждой из противоборствующих сторон I достиг критического апогея. Он вдруг понял, что на почве сопер- ; ничества между Бхимой и Дурьйодханой может случиться вселенский катаклизм. Поэтому Дрона немедля послал своего сына Ашваттхаму прервать поединок, а сам при этом объявил соперникам: «Каждый из вас двоих по-своему непревзойденный воин, и, следовательно, дальнейший поединок не имеет смысла».

Тааны сМа»б№™>- шейные учшгт № - Ш* ,!

Так, по велению Дроны обоим богатырям, разгоревшимся в пылу борьбы, пришлось вернуться в свои лагеря.

50-53 В то время на небесах Брахма, видя взволнованных богов и демонов, сказал им: «Время придет, и вы увидите высоту воинского мастерства обоих этих героев. А пока — возвращайтесь по своим обителям».

Между тем, находясь на Земле, Дурьйодхана взял за руку друга Карну и вместе с ним отправился к дому. Одновременно с ним Бхима направился к своему дому, держа под руку брата Арджуну.

Бхима тут же решил, что Арджуна должен будет когда-либо убить Карну, однако Дурьйодхана помышлял о прямо противоположном исходе. Чтобы осуществить свои планы, каждый из них имел особую личную стратегию. Бхима очень старался, приумножая репутацию прославленного победителя в лице Арджуны. А Дурьйодхана делал то же самое в отношении своего верного друга Карны.

54-56 Раскрываемая здесь сокровенная истина такова: Господь Кешава и другие боги встали на сторону Арджуны, в первую очередь, ради удовлетворения Бхимы (земного воплощения Мукхья-праны), избранного слуги Всевышнего.

Точно так же в былую эпоху Господь Рама и его спутники, небесные жители — воплотившиеся в облике обезьян, приняли сторону Сугривы, увидев в нем избранника достославного Ханумана. Царь небес, Индра, воплотился тогда в облике царя ванаров, Вали, который вступил в откровенное противоборство с Хануманом. Поэтому впоследствии он понес суровую кару — принял смерть в силу проявленной им непочтительности по отношению к пресветлому Ваю, игравшему роль Ханумана.

Однако ныне, дабы загладить былую вину, Индра родился Арджуной, послушным младшим братом Бхимы. И великий Ваю в облике Бхимы, охваченного братской любовью, оказал ему всяческую поддержку.

*--------------------— м ■_ , „ щ ___________________

Примечание: В данных стихах Мадхвачарья раскрывает сокровенную истину, проливающую свет на то, почему расстановка сил в некоторых легендарных баталиях прошлого сложилась определенным образом, и не иначе. Согласно ей Сам Господь и вслед за ним все полубоги всегда встают на сторону, облюбованную Мукхья-праной. Но по какой причине? — Вполне очевидно, что это происходит в силу их любви к личности Ваю, непогрешимого в его святости и несущего в себе особые божественные полномочия.

Помимо названного не существует ни одного иного достойного объяснения, почему Господь Рама оказал дружеское предпочтение по отношению к Сугриве и «коварно» сразил его брата Вали стрелой, как будто трусливо прячась в сени деревьев.

57 С другой стороны, что касается воплотившегося бога Солнца, Карны, то лишь ради Дурьйодханы его поддержали в грядущих баталиях все могучие демоны мира.

Таким образом, в глобальной игре, происходившей на земле, Дурьйодхана однозначно сделал ставку на Карну, а Бхима — на победоносного Арджуну.

Лакшина Дроначарьи

5в-59 Затем все царевичи-ученики обратились к Дроне и спросили его, какую благодарственную награду, т. е. «дакшину», он желает получить за свои учительские труды.

Дроначарья ответил: «Я желаю, чтобы в качестве дакшины вы пленили царя Панчалов, Друпаду, и доставили его ко мне связанным по рукам и ногам».

«Будет сделано!» — воодушевленно ответили юноши. Тогда все они, сыновья Дхритараштры вместе с Карной, Пандавы и сам Дрона, вместе двинулись в путь по направлению к Панчальскому государству.

60-61 На подступах к городу Бхима сказал учителю: «Самонадеянность надменных сынов Дхритараштры попросту невыносима; Так пусть они первыми попытаются пленить Друпаду и, потерпев неудачу, сами обличат свою заносчивость. Когда же они

Тайны <Ма^аб?5араты>. явленные учителе^

(пара - Шри Майвачарьей

опозорятся, вернувшись назад ни с