Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 110 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 110

очень серьезным отклонением от устоев дхармы. В силу , подобных обстоятельств доблестный Бхима никогда не шел на это.

Во время своих скитаний с братьями Пандавами в лесу Бхима два- ; жды попадал в трудную ситуацию. В первый раз подобное случилось, когда изнуренные жаждой Пандавы один за другим приходили к огромному лесному озеру, чтобы напиться. Однако это озеро находилось ; в ведении бога религии, Ямараджи. Яма в облике цапли-я/сшц неиз- , менно запрещал братьям пить воду, требуя вначале ответить на его философские вопросы. Бхима и трое его младших братьев Пандавов не приняли всерьез запрет Ямы и, один за другим испив воды, пали бездыханными на землю, словно мертвые. Последним на берег озера ! пришел Махараджа Юдхиштхира. Видя, сколь горькая участь постигла ; его братьев, он согласился ответить Яме и таким образом вскоре вернул всех их к жизни.

Объясняя описанную историю, Шрила Мадхвачарья пишет, что Бхима вполне был способен сам ответить на замысловатые вопросы Ямы. Но он не сделал этого, сторонясь запретной для царя деятельности, видья-упадживаны. К тому же Бхима и Арджуна, вследствие божественности своего рождения, обладали намного большим могуществом, нежели Ямараджа, и потому они, как бы отравленные, пали на землю лишь из почтения к нему. Просто ядовитое действие воды не могло распространяться на них продолжительное время.

В другой раз Бхима охотился на склонах Гималаев и попал в кольца обитавшего там гигантского змея Нахуши. Упомянутый Нахуша был весьма необычным змеем — прежде он временно занимал пост царя небес, Индры, но был проклят мудрецами за нарушение ведического этикета. Проклятие Нахуши должно было длиться до тех пор, пока кто-либо не оказался бы в состоянии ответить на его философские вопросы. Нахуша предложил ответить на эти вопросы Бхиме, но тот, следуя вышеописанному кодексу кшатриев, отказался. Спустя некоторое время плененного Бхиму обнаружили его братья. Юдхиштхира решился ответить на вопросы Нахуши, после чего Нахуша освободился от проклятия, прекратил свое пребывание в змеином теле и вознесся на небеса. I

На первый взгляд, изложенная история может показаться свиде- | тельством ограниченности могущества Бхимы. Однако Шрила Мад- ■ хвачарья раскрывает секрет, позволяющий взглянуть на неё в совер- | шенно ином свете. В свое время Нахуша получил ото всех полубогов ; особое благословение — он стал обладателем огромного количества всепобеждающей огненной энергии, именуемой тапас-шакти. Позже, когда он был проклят, в условиях его проклятия было оговорено, что если питону Нахуше в жертву попадется некий могучий человек, способный высвободиться из его пут собственными силами, но при этом жертва в течение определенного промежутка времени не будет прикладывать никаких усилий для своего спасения, тогда вся божественная сила тапаса, дарованная Нахуше, перейдет в тело этого человека. Именно Бхима выполнил поставленное условие. Пребывая в кольцах могучего змея, он совершенно не прикладывал усилий для освобождения, хорошо зная, что Нахуша все равно не сможет причинить ему никакого вреда. Так Бхима проявил свое выдающееся качество терпения и в результате, волею божественного провидения, обрел колоссальную силу.

13-№ Бхима использовал небесное оружие всего лишь дважды в своей жизни. Он применил его во время битвы на Курукшетре, чтобы отбить атаку мистического оружия сына Дроны, Ашватт-хамы. В тех обстоятельствах Бхима прибег к данному искусству только по прямому указанию Господа Хари (Кришны). Сей случай, тем не менее, указывает на то, что Бхима весьма искусно владел небесными астрами, ибо никто другой, за исключением Арджуны, не был способен противостоять оружию Ашваттхамы.

В другой раз Бхима метнул свои божественные стрелы, когда на Пандавов напал демон-ра/сшас Аламбуса. Аламбуса сделался невидимым для человеческих глаз,, но Бхима легко сразил его особым мистическим оружием. В действительности, чтобы явить миру всесторонность познаний Бхимы, никто иной, как Верховный Господь дал ему указание сразиться и применить небесные астры — как против Ашваттхамы, так и против Алам-бусы. Конечно же, в обоих упомянутых случаях Бхима призывал к действию богов, повелевающих магическими астрами, только по воле Господа, и отнюдь не по собственной прихоти.

15-16 Бхима неизменно выражал почтение старшим членам семьи а так же богам, когда те представали перед ним лично. Ибо таково предписание Верховного Господа: старших всегда следует почитать ради соблюдения марьяды — культуры уважительности, лежащей в основе цивилизации Вед. Кланяясь почитаемым личностям, Бхима в действительности поклонялся одному лишь Всевышнему, так как тем самым исполнял Его же предписания. Таким образом, Бхима никогда ни на йоту не отклонялся от принципов чистой преданности Богу.

17-М Лишь супруга Бхимы, Драупади (Кришна), оказалась способной всегда и во всем с исключительной преданностью следовать высокому духовному стандарту Бхимы.

В дальнейшем повествовании книги речь пойдет о том, как Драупади претерпела величайшие оскорбления от сыновей Дхри-тараштры в ситуации, когда Юдхиштхира проиграл ее в пресловутой игре в кости. Когда же царь Дхритараштра предложил ей просить любых благословений в качестве компенсации за пережитую душевную боль, Драупади, на удивление, попросила лишь вернуть свободу и богатство ее мужьям, Пандавам, и совсем ничего не пожелала лично для себя. Несмотря на пережитые ею ужасные потрясения Драупади не стала проклинать своих оскорбителей — сыновей Дхритараштры. Это лишний раз доказывает, что