Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 109 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 109

Самому Господу Хари.

Примечание: Часто бывает так, что материальные желания настолько сильно одолевают преданного, что он, будучи совершенно неспособным преодолевать их давление, целиком становится зависимым от их исполнения. В таком случае вынужденное обращение к Господу с просьбой о мирских нуждах может считаться вполне приемлемым. Однако Бхима никогда не поступал подобным образом, ибо постоянно пребывал на высшей ступени преданности Господу — уровне свободы от всех плотских страстей.

6 Даже сбор милостыни, совершаемый Бхимой во время лишений, имел подобие сбора подати у сельчан, поскольку при этом он как подлинный богатырь гордо производил голосом вибрацию слога ХУМ, традиционно используемого воинами на полях сражений. Бхима никогда не поклонялся полубогам, но всегда был предан одному лишь Верховному Господу, Васудеве.

Примечание: В дальнейшем повествовании будет поведана история о том, как братья Пандавы некоторое время скрывались под видом брахманов-отшельников в деревне Экачакра. Тогда, в полном соответствии со священным укладом брахманов, Пандавам ради пропитания приходилось собирать милостыню. Естественно, это было весьма нелегким занятием для царевичей, привыкших жить в роскоши, и они всячески старались заниматься этим молча, дабы не позволить гневу, вызванному неудовлетворением, вырваться наружу. Однако, даже в такой ситуации Бхима не соглашался молчать. Он собирал милостыню в огромный котел, одновременно производя вибрацию слога ХУМ, что больше походило на сбор налогов с подданных (привычное занятие для могучего кшатрия). Поэтому братья решили, что для Бхимы сбор милостыни — неподходящее занятие, и вскоре они стали оставлять его дома. Суть же предложенного объяснения заключается в том, что Бхима никогда не кривил душой. Внутренне ощущая себя

О- *•

кшатрием, уполномоченным Самим Богом, он неизменно действовал как самовластный царь, вне зависимости от внешних обстоятельств.

Эта история будет обсуждена более подробно в следующей главе книги.

7-* Бхима никогда не совершал поступки, шедшие вразрез с волей Господа Хари. Он не позволял себе сражаться с оружием в руках против безоружных врагов. Бхима никогда не отступал в битве и не брал верх над соперником хитростью. Чуждый мирской религиозности, он не отдал ни одного приказа о свершении посмертных ритуалов для тех погибших в битве врагов, что не были вайшнавоми, т. е. людьми преданными Богу.

Примечание: Если над телом усопшего совершаются специальные ритуалы, такие как: сожжение тела на освященном огне и последующее богослужение, исполняемое за упокой души, то считается, что подобное деяние приносит великое благо ушедшей душе. Однако зачастую враги, погибавшие от руки Бхимы, оказывались неисправимыми демонами, относившимися к Богу с лютой ненавистью. Их посмертный путь пролегал в вечную тьму андха-тамас, на пути к которой благочестие могло лишь стать ненужной помехой. Поэтому Бхима не счел нужным устраивать посмертные богослужения над телами убитых злодеев.

I

$-10 Бхима никогда не старался угождать непреданным материалистам, ведь он не заводил дружбу с ними. Он не совершал поступков, направленных против блага святых вайшнавов. Если кто-то «за глаза» поносил Господа Хари, Бхима, как строгий власть-придержащий правитель, мог вынести такому человеку суровый приговор с последующим отсечением его лживого языка. Тех же вредоносных злодеев, которые пытались активно противодействовать утверждению в мире всеблагой воли Всевышнего, Бхима неумолимо карал либо сам, либо руками своих подопечных.

Примечание: Бхима являлся царем и потому периодически проявлял строгость, чтобы побудить своих подданных соблюдать священный уклад дхармы как основу благочестивой жизни.

В «Сканда-пуране» встречается следующее высказывание, гласящее об уникальных достоинствах Ваю, воплотившегося в облике Бхимы:

сарва-деватмаках пранах сарва-дева-майо вибхух васудевануго нитйам татха вишну-ваше стхитах васудева пратйпам ту на шрноти на пашйати

девах пратйпам курванти рудрендрадйах сурешварах пратйпам куруте квапи на пранах сарва-гочарах тасмат прано маха-вишнор балам ахур манйшинах

«Могучий Мукхья-прана является главным среди всех полубогов, находясь на одном уровне с Брахмой. Он неизменно предан Господу Васудеве как строгий исполнитель Его воли. Если речь заходит о неповиновении Господу, Ваю не может терпеть подобное, он не желает даже слышать об этом. Остальные полубоги склонны иногда соперничать с Господом, но Ваю не поступает так никогда! Всё живое в мире зиждется на энергии дыхания, хранимой Ваю. Поэтому мудрецы заключили, что Мукхья-прана — есть олицетворение силы Господа Маха-Вишну».

Н-12 Бхиму никогда не обуревали сомнения относительно истинности духовной науки, или же относительно важности следования своему религиозному долгу — дхарме. Даже попадая в самые трудные обстоятельства, представлявшие угрозу для > жизни, Бхима как истинный кшатрий — герой и царь — никогда не старался спасти себя с помощью видья-упадживаны, т.е. личной осведомленности в ведических искусствах и науках. Именно поэтому Бхима не стал ради спасения собственной жизни ; отвечать на философские вопросы, которые ему задавали: сна- ; чала Ямараджа в облике цапли-я/сиш, а в другой раз гигантский питон Нахуша.

Примечание: В ведические времена поддержание себя за счет зна- : ния наук видья-упадживаны считалось предосудительным даже для интеллектуалов брахманов. Считалось общепринятым, что эти науки должны передаваться исключительно беско-рыстно и только достойным кандидатам, без какой-либо фиксированной платы. Обычно ведические учителя поддерживали себя за счет

333

4

дакшины - добровольных пожертвований учеников. Что же касается | царей-кшатриев, которые обладали властью и силой, то для них при- : бегать к использованию отвлеченных наук ради спасения или поддержания жизни, вместо того, чтобы героически сражаться на поле брани, считалось