Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 1 ------

ПУТЬ К САМОДИСЦИПЛИНЕ - Страница 1

* * *

Особенно важно, как можно меньше проявлять беспокойство перед учениками, так как беспокойство учителя обычно передается им всем. И вскоре можно обнаружить в классе множество учеников, проявляющих признаки беспокойства.

Ниже даются рекомендации, которые помогут решить проблемы стрессовой ситуации и беспокойства в процессе обучения.

1. Определите причину беспокойства. Подойдите к проблеме прямо и решительно. Не откладывайте на потом попытку решить проблему.

Тот, кто... ленив, мрачен и медлителен, считается действующим в гуне невежества (БГ 18.28)

А та решимость, которая не помогает не помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждения, о сын Притхи, такая неразумная решимость принадлежит к гуне невежества (БГ 18.35).

2. Обсудите проблему и ее причину откровенно и без привязанности.

Деятельность, регулируемая и исполняемая без привязанности, считается деятельностью в гуне благости. (БГ 18.23).

Точно определите, кем, чем, когда и где было вызвано беспокойство. Необходимо быть беспристрастным, чтобы объективно ответить на следующие вопросы:

а) Что в действительности наделали ученики ?

б) Что сделал я ?

в) Что произошло прямо перед моментом нарушения дисциплины ?

г) Что я делал в это время ?

д) Как класс отреагировал на поступок ученика ?

е) Какова была моя реакция на слова или действия ученика ?

ж) Как я справился с такой же ситуацией раньше ?

з) Было ли вызвано беспокойство во мне каким-то отдельным учеником или это случилось само собой ?

и) Что такого несносного нашел я в этом ученике ?

к) Были ли у меня достаточно положительные отношения с этим учеником ?

л) Если ученик выражал положительное отношение ко мне, то как я реагировал ?

Анализ ситуации, как правило, наталкивает на решение проблемы.

3. Обратитесь за помощью к опытному специалисту.

Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Самореализованные души способны дать тебе знание, ибо они видят истину. (БГ 4.34)

Хотя эта шлока особенно применима к вопросу о духовном прогрессе, получение знания в любой области зависит от общения и следования рекомендациям опытных личностей.

Опишите проблему как можно точнее.

Вопрос “Как мне общаться с Кришна дасом ?” Не будет таким эффективным, как вопрос “Что мне следует делать, когда Кришнадас хлопает дверью ?” На конкретные вопросы даются конкретные ответы.

4. Обдумайте разные способы решения проблемы. Некоторая находчивость, кшатрийа дакшйам, не помешает, но помните, что вдохновение на принятие эффективного решения исходит в конечном счете от Кришны.

Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. (БГ 15.15)

5. Не отбрасывайте проблему, пока не сформулировали план ее решения.

Тот, кто исполняет свой долг, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в успехе или поражении, считается действующим в гуне благости. (БГ 18.26).

6. Введите в действие свой план и результаты оставьте за Кришной.

Итак, оружием знания победи сомнения, родившиеся в твоем сердце от неведения. Вооружившись йогой, о Бхарата, поднимись и сражайся (БГ 4.42).

* * *

ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ ПОМОЧЬ

Группа взрослых, часто сталкивающихся с проблемами учеников, может собираться и обсуждать возникшие проблемы и находить их решения. Они могут выбрать одно решение, обсудить благотворность избранной стратегии, ввести ее в действие и оценить ее эффективность. Разделенная ответственность уменьшает беспокойство, вызванное плозим повдением ученика, так как не падает только на одного учителя.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОПЫТНЫМ УЧИТЕЛЕМ

Наблюдение за опытным и умелым учителем в его работе всегда действует вдохновляюще. Неопытные учителя должны особо обращать внимание на взаимоотношения между опытным учителем и учениками. Им надо наблюдать, как опытный коллега умело избегает трудных ситуаций и спраляется с нею, если таковые возникают. Не надо считать, что это происходит благодаря его положению, обаянию и исключительному характеру. Хотя это может быть правдой, внимательный наблюдатель может заметить, как такой учитель умело применяет свое мастерство.

6

ПУТЬ К САМОДИСЦИПЛИНЕ

КОНТРОЛЬ УМА И ЧУВСТВ

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Контроль чувств постепенно приводит к контролю ума. Вы знаете. Тигра и льва дрессируют для циркового представления. Вы знаете, как это делается ?

Дхананьджая: Животных морят голодом.

Шрила Прабхупада: Нет.

Пушта Кришна: Они кормят их каждый раз, когда они что-то выполняют.

Шрила Прабхупада: Нет, после того, как их выловят в лесу, их держат за решеткой, не давя им пищи по крайней мере одну неделю. Затем приходит дрессировщик. Только плетка. Он заходит, открывает дверь и только (создает звук) хлоп, хлоп, хлоп. Итак, животное испытывает голод, слабость, и его хлещут плетью. Поэтому оно становится боязливым. Как только человек приходит, животное начинает бояться. Тогда ему дают немного пищи. И таким образом (это все-таки животное) оно начинает думать, что “этот человек - мой Бог. Он может спасти меня. Он может убить меня.” Тогда животное привыкает к человеку и повинуется ему во всем. Подобным же образом, если вы не даете прищи для чувственного наслаждения, ум будет под контролем.

(Беседы, том 10, Париж, 14 июля 1974г)

* * *

Правила, регулирующие поведение ученика, в ведические времена были строгими. Но поскольку ученики были смиренны и квалифицированы, они получали огромное благо от следования всем наставлениям. Таким образом, подчиняясь внешним правилам дисциплины, они учились контролировать свой ум и чувства. Контроль ума необходим для того, чтобы стать достойной личностью, получающей знание о Кришне.

В Катхопанишад (2.1) ясно утверждается, что контроль ума

Навигация:

Страница 1
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 3
Страница 2