Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 25 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 25

в начале подобно яду, а в конце подобно нектару, и что пробуждает человека к самоосознанию, есть счастье в гуне добродетели (БГ 18.37).

* * *

Учитель в гуне благости способен контролировать свой ум и чувства и обладает терпением. Он не привязывается к результатам своей деятельности и с чувством долга передает знания детям, не колеблясь в случае успеха или неудачи. Он, естественно, знает, чему должны научиться дети, и то, в какой более доступной форме преподать им эти знания. Иногда его строгое отношение ученики воспринимают тяжело, оно подобно яду для них, но зато в конце результаты будут подобны нектару. Уверенность в себе - одно из качеств учителя, взаимодействующего с детьми в гуне благости. Уверенный учитель ясно излагает материал, используя доступную терминологию. Он дает четкие пояснения по поводу того, что ожидает ученика, если он не выполняет указания учителя, и он постоянно сдерживает свои обещания в случаях непослушания.

Хоть и нелегко постоянно удерживаться в состоянии напористости и твердости в отношениях с учениками, но тем не менее это помогает сохранять хорошую дисциплину в классе.

То, что в начале подобно яду, а в конце подобно нектару, и что пробуждает человека к самоосознанию, есть счастье в гуне добродетели.

Комментарий: все эти процедуры очень сложны и горьки, подобно яду, но если человек успешно следует предписаниям и поднимается до трансцендентного положения, он начинает вкушать подлинный нектар и наслаждаться жизнью (БГ 18.37).

* * *

Конечно же мы рекомендуем обучение в гуне благости, но постоянно оставаться на этом уровне нелегко.

Иногда гуна добродетели преобладает, побеждая гуны страсти и невежества, о сын Бхараты. Иногда гуна страсти побеждает добродетель и невежество. А иногда невежество побеждает добродетель и страсть. Так и идет эта постоянная борьба за превосходство (БГ 14.10).

В хороший день или в какие-то благоприятные периоды дня учителя действуют в благости, а в плохие дни они действуют больше в гуне страсти или невежества. Теперь мы дадим более подробную характеристику обучения в гуне невежества (враждебность), страсти (неуверенность) и благости (уверенность). Я делаю это с целью помочь учителям ярче осознать эти тенденции, чтобы они могли обучать детей, больше находясь в гуне благости.

ВРАЖДЕБНОСТЬ

Понимание, принимающее безверие за веру, а веру за безверие, находящееся под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном направлении, о Партха, находится в гуне невежества (БГ 18.32).

Враждебный учитель делает все прямо противоположное тому, что необходимо, чтобы помочь детям стать сознающими Кришну. Он может добиться выполнения своих указаний, в то же самое время пренебрегая физическими, эмоциональными потребностями детей, а также их потребностями в сознании Кришны. Такие учителя, в основном, раздражительны, негативно настроены и снисходительны. Их ученики понимают: “Он не любит меня” или “Он думает, что со мной не все в порядке”.

Установление дисциплины здесь видится как способ возмездия, но не как воспитания детей в сознании Кришны и формирование их поведения. В данном случае не берется во внимание факт воздействия дисциплины ребенка на его отношение к сознанию Кришны.

Главное здесь - “поле битвы” (класс), а мандат вражебного учителя представлен несколькими словами “победить любой ценой”. Гнев, недоброжелательность, крикливость и принуждение - вот орудия его возмездия.

Когда враждебный учитель реагирует на неподобающее поведение ученика, он:

1) унижает ученика утверждением, поносящим его, но не дающим четкого понимания, что же учитель хочет от ученика.

“Конечно, ты не понимаешь ! Ты никогда не слушаешь !”

“Сколько раз за день я повышал на тебя голос ?”

“Почему ты не действуешь согласно своему возрасту ? “

2) дает отрицательную оценку ученику

“Ты, в точности, как пустой ящик ! “

“Все, что ты сделал поистине очень глупо”

“Опять ведешь себя как демон, не так ли ?”

“Я никогда не видел такого ленивого ученика, как ты”

“Ты, в действительности, негодяй, не так ли ?”

“Прекрати действовать как пятилетний ребенок !”

Обчно оба данных типа высказываний учитель произносит с раздражением. И часто их можно услышать в присутствии друзей провинившихся учеников.

3) грозится сурово наказать, даже слишком сурово.

“Если ты повторишь это - я убью тебя !”

или более законные угрозы, не приносящие никакого эффекта и практически неосуществимы:

“Всю неделю я буду отбирать у тебя сладости !”

“Ты лишаешься твоего свободного времени на целый месяц”

Чрезмерные угрозы явно нелегко провести в жизнь, и обычно такие учителя даже не хотят этого делать, когда поостынет их гнев.

4) физически отвечает ученикам, в гневе шлепнув или дернув ученика за волосы, крепко сжав его руку, щеку, плечо, шею и т.д.

* * *

Эти отчаянные попытки предназначены для причинения боли ученику вместо того, чтобы дать ему шанс исправиться. Конечно же, учителя не наслаждаются враждебностью. Они поступают так только в отчаянии и из страха потерять контроль над классом.

Ученики быстро распознаюют в таком учителе “врага” и они прибегают ко всему, что возможно : ко лжи, притворству, симулируют болезни, только бы избежать столкновений с недоброжелательным учителем.

Классы такого учителя обычно представляют собой лагеря враждебности. Менее сильные становятся жертвами более сильных. Ученики подражают примеру учителя. Отношения между детьми характеризуются тем, что они ругают, унижают друг друга, насмехаются, подшучивают друг над другом и дерутся друг с другом.

НЕУВЕРЕННОСТЬ

То понимание, которое не видит

Навигация:

Страница 27
Страница 26
-- Страница 25 --
Страница 24
Страница 23