традиционной авторитарной школы
Сторонники школы взаимодействия
1
Визуальное наблюдение
V
2
Утверждение без указаний
V
V
3
Вопросы
V
V
4
Утверждение, несущее указаник
V
V
5
Показ примера
V
6
Подкрепление
V
№
Приемы
Гуманисты
Сторонники традиционной авторитарной школы
Сторонники школы взаимодействия
7
Физическое вмешательство
V
V
* * *
Каждый может заметить, что установки этих школ различаются разной степенью ролевой нагрузки учителя и ученика.
Гуманисты выделяют учителю минимальную степень влияния. Такие учителя используют сочувствующие взгляды и вопросы, наводящие на размышления. Они эмоционально и дружелюбно поддерживают детей, они благосклонны и терпимы к нарушению поведения. Таким образом они пытаются увеличить возможность детей действовать, преодолевая свое собственное неподобающее поведение.
Педагоги традиционно-авторитарной школы держат ситуацию под контролем. Ученик улучшает свое поведение в результате указаний, ясного, недвусмысленного поведения учителя, примеров, поощрений и/или физических ограничений или уединения. Эти педагоги вмешиваются, чтобы найти быстрые и реальные пути устранения и нарушения дисциплины.
Педагоги школы взаимодействия бодро входят в процесс обучения, а когда кто-либо нарушает дисциплину, они используют утверждение, не несущее указаний, утверждение, несущее указание и вопросы. Такие учителя работают со своими учениками, чтобы сообща найти решение проблем несоответствующего поведения, они также используют приемы двух вышеназванных школ, но они осторожно относятся к полной передаче контроля ученику или учителю.
КАКОЙ ПУТЬ ВЫБРАТЬ ?
За основной принцип, не противоречащий «вызову песочных часов», мы рекомендуем взять принцип строгого отношения с учениками. Когда же они начинают чувствовать ответственность за свои действия, то нужно давать им все больше и больше свободы, чтобы они сами учились контролировать свое поведение. Но кроме тенденции перехода от «строгости» к «предоставлению свободы» в промежутке с пяти до шестнадцати лет, насколько строгим должен быть учитель ?
Какие дисциплинарные методы применять в каждодневной работе ? Ответы на вопрос «Какой метод лучше ?» подобны ответам на вопрос «Как лучше пройти к месту назначения ?». Обычно мы получаем разнообразные ответы в зависимости от того, кто нам отвечает. Кто-то нам может предложить живописную дорогу, кто-то – самую короткую и гладкую, а еще кто-то поведет нас через труднопроходимые святые места. Каждая дорога имеет свои плюсы и минусы.
Мыслите широко. Не привязывайтесь к какому-то особенному методу. Учитесь обыгрывать весь диапазон и применять наиболее эффективный метод.
Помните, что ученики – это индивидуальные души, попавшие в определенное место в определенное время для временного пребывания здесь согласно своей КАРМЕ. Один какой-то прием может не срабатывать для всех сразу, но в то же время для кого-то одного он действует всегда.
Вы должны знать свою цель и применять определенные методы, которые соответствовали бы вашей цели. Опытный учитель подобен квалифицированному врачу, который определяет диагноз своего пациента, затем предписывают ему соответствующее лечение и делает все, что в его силах.
Не забывайте, что учителя – это личности с их собственным отношением к стилю преподавания. В основном, учитель склонен к выбору того стиля, с помощью которого ему самому легко учиться. Таким образом, все учителя отдают больше предпочтения какому-то одному методу, чем другим. Хотя, чем больше разнообразие в выборе дисциплинарных приемов, тем большему количеству индивидуальных личностей учитель может дать прибежище.
Особенно опытный учитель, завоевывающих подлинное уважение и привязанность своих учеников, сможет достичь успеха в любой ситуации. Не думайте однако, что подобный опыт приходит за один день.
В общем учитель должен изучить потребности своих учеников, а затем применять соответствующие методы. Рассматривайте проблему каждого ученика индивидуально. Соблюдение последующих этапов поможет вам в решении проблем с дисциплиной:
Проверьте всевозможную информацию о ребенке и определите природу его проблем.
Сверьте результаты с тремя альтернативными позициями в воспитании ребенка.
Сравните каждую позицию с проблемной ситуацией. Попытайтесь предусмотреть результаты последствия каждой позиции.
Выберите позицию, более эффективную в достижении ваших целей.
Примените ее и проследите за результатом. Считайте выбранную вами позицию временной и планируйте свои дальнейшие шаги, при необходимости изменяя свою основную позицию, чтобы успешно вести ребенка по пути сознания Кришны.
Ниже даются три рекомендации, с чего начинать применение той или иной позиции:
Предложите вначале ученику максимум самостоятельности и выбор. Если ученик неправильно это использует, то следует изменить свою позицию.
Начните со строгости, применяя здесь всю свою учительскую власть. И если ученик подчиняется процессу обучения, постепенно передавайте независимость и ответственность ученику. Обычно такое «строгое начало» рекомендуется новым учителям.
Начните с середины. Если ученик действует со всей ответственностью и делает правильный выбор, предложите ему больше свободы и ответственности. И если же с самого начала он станет злоупотреблять возложенной на него ответственностью и действовать неподобающе, то ограничьте его свободу и относитесь к нему более строго.
* * *
Подводя итог, необходимо отметить следующие моменты, о котрорых следует помнить при решении проблем, касающихся дисциплины:
1) многие подходы и методики могут пригодиться в процессе воспитания и образования детей;
2) учитель, естественно, выбирает методику, больше соответствующей его философии, стилю преподавания и его личности;
3) ни один метод не подходит сразу всем ученикам. Учитель должен знать индивидуально всех своих учеников и быть гибким в отношениях с ними.
Эффективность любой позиции и ее методов определяется тем, что они приближают учеников к преданию себя Кришне.
Глава 5.
ОБУЧЕНИЕ И ДИСЦИПЛИНА В ГУНАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ
Согласно Бхагават-Гите деятельность живого существа может совершаться в благости, страсти или невежестве.
“Нет ни одного существа ни на этой планете, ни среди полубогов на высших планетных системах, которое было бы свободно от этих