Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 24 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 24

гун, порожденных материальной природой”(Бхагават-Гита, 18.40).

На учителей будут оказывать воздействие гуны материальной природы, следовательно и на их стиль преподавания и дисциплины они также будут влиять. В этой главе мы анализируем как три гуны материальной природы воздействуют на спектр дисциплинарных методов. Этот анализ предназначен для того, чтобы смести все преграды на пути к установлению дисциплины и этим смести все преграды и помочь учителям, особенно малоопытным в быстром достижении хорошо организованного процесса обучения и в изучении окружающей обстановки.

ОБУЧЕНИЕ В ГУНЕ НЕВЕЖЕСТВА

Деятельность, совершаемая в иллюзии и в пренебрежении наставлениями шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях, считается принадлежащей гуне невежества. (БГ 18.25)

Тот, кто постоянно занят деятельностью, противоречащей наставлениям шастр, материалистичны, упрямы, лживы и изощренны в оскорблении других, ленивый, мрачный и медлительный, тот считается действующим в гуне невежества. (БГ 18.28).

Понимание, принимающее безверие за веру, а веру за безверие, находящееся под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном напралении, о Партха, находится в гуне невежества. (БГ 18.32)

То счастье, которое слепо к самореализации, которое призрачно с начала до конца, которое проистекает из сонливости, лености и иллюзии, имеет природу невежества (БГ 18.39).

Учитель в гуне невежества раздражен и несдержан. Он принуждает учеников подчиняться его воде, и он совершенно не видит, как это может повлиять на их сознание Кришны. Такие действия, совершаемые в гуне невежества с начала до конца, приведут и учителя и учеников к страданиям. Выбор, сделанный такими учителями, и его результаты всегда будут неправильными. Оскорбления в адрес учеников будут исходит из их уст.

Враждебность учителя - это продукт гуны невежества. Недружелюбный учитель добивается удовлетворения своих потребностей ценой неуважения и пренебрежения потребностями своего ученика. Такой негативный и жесткий подход опирается на философию “быть жестким с учениками - для их же собственного блага”. Такой учитель планирует, что он должен делать в случае, если дети не будут следовать его указаниям, но когда эти указания в действительности нарушаются, учитель игнорирует заранее предусмотренными наказаниями и обращается к ученикам в оскорбительной эксцентричной и той же жесткой манере. Он разделяет учеников на друзей и врагов: того, кто подчиняется ему, он поощряет, а того, кто не делает этого, ругает, пугает и оскорбляет.

Учитель, враждебно относящийся к ученикам. может считеть ч, что у него нет выбора, и что плохое поведение его учеников заставляет его действовать слишком саркастично и жестоко. Тем не менее, такое обучение сразу же и в дальнейшем вредит сознанию Кришны как его собственному, так и его учеников.

То счастье, которое слепо к самореализации, которое призрачно с начала до конца... имеет природу невежества.

Комментарий: человек в гуне страсти может испытать некоторое призрачное счастье в начале и подвергнуться страданию в конце, но пребывающий в гуне невежества несчастен постоянно, как в начале, так и в конце (БГ 18.39).

ОБУЧЕНИЕ В ГУНЕ СТРАСТИ

Но деятельность, на которую затрачиваются большие усилия, выполняемые тем, кто ищет удовлетворения своим желаниям и проистекающим из чувства ложного эго, называется деятельностью в гуне страсти. (БГ 18.24).

Тот, кто работет, будучи привязан к своей работе и ее плодам, кто желает наслаждаться этими плодами, кто жаден, всегда завистлив, нечист и движим радостью и печалью, считается пребывающим в гуне страсти. (БГ 18.27).

О сын Притхи, то понимание, которое не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать, и которые совершать не следует, принадлежит к гуне страсти (БГ 18.31).

То счастье, что возникает от соприкосновения чувств с их объектами, что в начале подобно нектару, а в конце - яду, имеет природу страсти. (БГ 18.38).

Учитель в гуне страсти чувствует себя оскорбленным, если ученики не слушаются его, или другие не оценивают его методы. Он упорно трудится, но настроение его меняется в соответствии с полученными результатами его работы. Он завидует другим учителям, которые достигают лучших результатов. Он не может определить, что же в действительности лучше для его учеников, и часто побуждает их к действию, завлекая кратковременными удовольствиями. Такие отношения в начале кажутся сладкими, но, так как они не принимают во внимание тот факт, какое же конечное благо должны обрести дети, то они становятся ядом.

Хотя избавление от столкновения с полохим поведением и его последствиями может приносить временное облегчение и более сильное удовлетворение чувствам и уму, но такое уклонение приведет, со временем, к увеличению нарушений поведения в классе.

То счастье, что ... в начале подобно нектару, а в конце - яду, имеет природу страсти (БГ 18.38).

* * *

ОБУЧЕНИЕ В ГУНЕ БЛАГОСТИ

Деятельность, регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти и без желания получить что-либо взамен, считается деятельностью в гуне добродетели. (БГ 18.23).

Тот, кто иполняет свой долг, свободный от влияния гун материальной природы и ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в успехе или поражении, считается действующим в гуне добродетели. (БГ 18.26).

О сын Притхи, то понимание, посредством которого человек знает, что следует делать, и что не следует, чего надо бояться, и чего не надо, что связывает, и что освобождает, такое понимание относится к гуне добродетели. (БГ 18.30).

То, что

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22