Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: metod
------ Страница 13 ------

metod - Страница 13

в сознании Кришны абсолютно не отождествляет себя со своим телом. Он действует только ради того, чтобы прогрессировать в духовном осознании (5.8-11).

· Что же подталкивает к деятельности того, кто осознает, что он лишь наблюдатель, находящийся в теле? Он действует только для того, чтобы служить Всевышнему и прогрессировать в сознании Кришны. Такого рода деятельность всегда свободна от осквернения материей.

В. Тексты с 7 по 12 можно отнести к любому из трех уровней осознания Бога. А поскольку осознание Бхагавана является высшей ступенью осознания, а также, очевидно, целью “Гиты”, Шрила Прабхупада объясняет их с этой точки зрения.

Уровень знания – знание трех деятелей (5.13-16)

Глава 5 обращается к теме действия. Обсуждая деятельность, естественно говорить о том, кто совершает эту деятельность. Здесь Кришна говорит о трех деятелях. Поняв связь между ними и то, каким образом каждый из них участвует в деятельности, человек обретает просветление.

Основная тема:

Знание материального мира предназначено для того, чтобы понять отношения между живыми существами, материальной природой и Сверхдушой.

Подпункты:

А. Три деятеля:

1. индивидуальная душа

2. три гуны природы

3. Сверхдуша

Б. Живое существо считает, что оно самостоятельно совершает действия, но на самом деле это не так. Согласно “Бхагавад-гите”, оно является лишь свидетелем своих действий. Его телом и поступками управляют гуны материальной природы. Но даже материальная природа не является окончательным деятелем. Над материальной природой стоит главный режиссер, Сверхдуша - причина деятельности, совершаемой посредством материальной природы (5.14).

В. Считается, что тот, кто совершает действия, несет ответственность за их последствия. Воспринимая Сверхдушу как высшего вершителя действий каждого, кто-то может несправедливо обвинить Ее в собственных несчастьях и запутанности, являющейся результатом его кармической деятельности (5.15).

1. Хотя Сверхдуша знает обо всей деятельности и повелевает ею, она не является ее инициатором.

2. Материальные желания живого существа являются источником материальной деятельности. Сверхдуша исполняет эти желания, приводя в движение три гуны разнообразными способами.

3. Итак, живое существо является причиной своих действий и несет ответственность за их последствия. Окончательный контроль за деятельностью осуществляет Сверхдуша, а гуны материальной природы являются средством, с помощью которого совершается деятельность.

Г. Понимание положения Сверхдуши ведет к тому, что человек предается Ей. В этом заключается состояние совершенного знания. То, что человек действует в таком понимании, приносит ему счастье и умиротворение уже в этой жизни (5.16,13).

Освобождение благодаря сосредоточению сознания на Сверхдуше (5.17-26)

Когда человек действует, обладая знанием, представленным в стихах (5.13-16), он пожинает два полновесных плода: отрешенность и вручение себя Господу. В этом разделе Кришна описывает того, кто обрел эти два плода знания.

Основная тема:

Тот, кто, пребывая в полном знании, принимает прибежище Сверхдуши, становится равнодушным к материальным перипетиям и находит кратчайший путь к освобождению.

Подпункты:

А. Два результата осознания того, что Сверхдуша – верховный властитель и Тот, кто управляет деятельностью

1. Отстраненность от событий материального мира

а) Тот, кто понимает, что не является материальным телом или чувствами, не озабочен их удовлетворением.

б) Он понимает, что не может непосредственно управлять явлениями природы, и потому привязанность к ним бесполезна.

в) Он слишком занят служением Господу, испытывая трансцендентное блаженство в сознании Кришны, чтобы приниматься за такое мирское времяпрепровождение, как удовлетворение чувств.

2. Вручение себя Сверхдуше

Осознание Сверхдуши отличается от осознания Брахмана, так как первое имеет личностный оттенок. Человек осознает, что Параматма – верховный властитель и личность. Таким образом, человек приходит к вручению себя Свкерхдуше, которая является непререкаемым авторитетом для дживы.

Б. Устойчивость в совершенном знании можно определить как знание верховного положения Шри Кришны и Его связи со всем сущим. Все, о чем далее говорится в данном разделе, основано на понимании этого (5.17).

В. Человек непроизвольно обретает равное видение, глядя на мир через призму сознания Кришны. Такой человек не делает различий между плохим и хорошим на основе привязанности или отвращения, также как и не делает он различий, основываясь только на разнице материальных тел (5.18-19).

1. Человек, обладающий равным видением в сознании Кришны, не слеп, он видит различия.

Человек, обладающий равным видением, видит то, что живые существа имеют разные тела и разные качества, но он также видит трансцендентную душу и Сверхдушу в каждом существе, хотя внешне живые существа кажутся различными. Так он видит равенство всех существ.

2. В тексте 19 содержится важная деталь, которую необходимо отметить: достижение уровня осознания Брахмана является побочным эффектом осознания Кришны и различных Его энергий (текст 17). Это еще раз подтверждает, что осознание Бхагавана стоит выше осознания Брахмана и включает его в себя как побочный продукт.

Г. Человека, находящегося на высокой стадии сознания Кришны, не выводят из равновесия объекты чувств и материальные приманки, так как он сосредоточен на духовном счастье внутри себя (5.20-24).

1. Преданный, утвердившийся в понимании своей изначальной природы, не отвлекается на то, что приносит боль или удовольствие телу. Его не беспокоят желания тела, так как он испытывает трансцендентное счастье, находящееся вне сферы деятельности материальных чувств.

2. Он понимает, что мирское счастье, основанное на удовлетворении чувств – величайший источник страданий, так как оно усиливает отождествление себя с временным материальным телом и покрывает знание о вечной природе блаженства.

Д. Только став сознающим Кришну, человек

Навигация:

Страница 15
Страница 14
-- Страница 13 --
Страница 12
Страница 11