подлинно живёт рагануга- садхана-бхакти, хранит в сердце образ и пример преданного, которому он следует во Вриндаване, а внешне остаётся образцом вайшнавского этикета и поведения.
ТРЕТЬЯ ВОЛНА - БХАВА-БХАКТИ Экстатическое преданное служение
Главы 17-18
Глава 17:
Господь Чайтанья даёт определение бхавы, или экстатической любви к Кришне так: шуддха-саттва-вишешатма према-суръямшу-самья бхак ручибхиш читта масринья-крид асау бхава учьяте Чайтанья-чаритамрта (Мадхья 23.5)
«Когда преданное служение выполняется в чистой благости, оно подобно лучу солнечного света любви к Кришне. Оно смягчает сердце различными вкусами и называется бхавой [эмоцией]».
Бхава не находится в сфере садхана-бхакти или практического преданного служения. Она является частью совершенного преданного служения садхья-бхакти. Согласно стиху, она - начальное проявление премы, но, поскольку она ограничена, её не относят к према-бхакти. Приводится пример Махараджа Амбариши, проявившего признаки бхавы, когда ему угрожал Дурваса Муни.
Есть два пути восхождения на уровень бхавы: 1) строгая садхана в кругу преданных и 2) особая милость Кришны или Его преданного (что редко).
Глава 18:
Эта глава описывает качества того, кто находится на уровне бхавы, или экстатической любви к Кришне так:
1) Его время посвящено преданному служению Господу. Он не любит праздности и хочет служить двадцать четыре часа в сутки.
2) Сдержанность и целеустремлённость.
3) Равнодушие ко всему мирскому.
4) Он не ждёт почестей и признания.
5) Всегда уверен, что Кришна будет к нему добр.
6) Он всегда стремится верно служить Господу.
7) Сильная привязанность к повторению имён Господа.
8) Постоянное желание говорить о Господе и Его качествах.
9) Стремление жить там, где проходят игры Господа, например в Матхуре, Вриндаване или Двараке.
Иногда можно подумать, что бхава - это эмоции, но Шрила Рупа Госвами утверждает, что подлинным признаком бхавы являются именно эти девять качеств.
Эмоции можно сымитировать, но эти девять - нет, по крайней мере долго, потому что в большей мере они относятся к практике.
Иногда можно видеть, что кажущиеся признаки экстаза появляются у имперсоналиста или новичка в преданном служении. На это Шрила Рупа Госвами говорит, что существуют два типа «бхава-абхасы», или «отражения бхавы»:
1) отражённая привязанность
2) тень привязанности.
При наличии интереса и благосклонности чистых преданных можно научиться правильному служению, но оскорбления легко могут увести с пути преданности.
Поэтому каждый из практикующих преданной служение должен быть предельно бдителен и тщательно избегать оскорблений Господа и Его преданных.
ЧЕТВЁРТАЯ ВОЛНА - ПРЕМА-БХАКТИ
Преданное служение из чистой любви
Глава 19:
Господь Чайтанья объясняет: самъян масринита-сванто маматватишаян китах бхавах са ева сандратма будхаих према нигадъяте Чайтанья-чаритамрита (Мадхья 23.7)
«Когда эта бхава, нарастая, сгущается и растапливает сердце, наполняя его великим чувством единения с Господом, сведущие учёные называют её премой [любовью к Богу]».
Шрила Прабхупада объясняет, что любовь к Богу означает, полностью оставить всю так называемую любовь к другим и без остатка отдать свою любовь Господу Кришне.
Прему можно обрести:
1. Следуя по пути бхава-бхакти.
2. По беспричинной милости Самого Господа.
Существует два типа према-бхакти, их называют:
1. Махатма-джнана-према.
2. Кевала-према.
Первое означает «према, основанная на знании достоинств Господа», и она вызвана благоговением и почтением. Если она была достигнута через бхава-бхакти, то она является типом бхава-бхакти, достигнутой через садхана-бхакти.
Превосходство второго типа премы ясно. В «Нарада- панчаратре» объясняется, что чистое беспримесное преданное служение не имеет корыстных мотивов. Господа можно привлечь лишь любовью и памятованием о Нём. Другими словами, тот вайшнав, который непрерывно думает о Господе, - это чистый вайшнав».
Шрила Рупа Госвами приводит два стиха, изначально произнесённых Самим Господом Чайтаньей, в которых он описывает ступени бхакти: адау шраддха татах садху- санго ’тха бхаджана-крийа тато ’нартха-ниврттих сйат тато ништха ручис татах атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах Чайтанья-чаритамрита (Мадхья 23.14-15)
«Для начала человек должен просто стремиться понять себя. Это желание побудит его задавать вопросы тем, кто сведущ в духовной жизни. В последствии человек может принять посвящение у возвышенного духовного учителя и под его руководством заняться преданным служением. Служа Господу под руководством гуру, он очистится от всех материальных привязанностей и утвердится на пути самоосознания. Он обретёт вкус к слушанию об Абсолютной Личности Бога, Шри Кришне, а вкус укрепит его привязанность к сознанию Кришны, которая, созревая, превратится в бхаву. Бхава- это начало премы, божественной любви. Истинная любовь к Богу называется премой и является совершенством жизни».
Не удивляйтесь, что обсуждение бхавы и премы было столь кратким по сравнению с рассмотрением садхана-бхакти. Они описаны во второй части «Нектара преданности». Первая же часть книги, которую мы изучаем, знакомит с ними лишь кратко.
ОБЗОР «ШРИ БРИХАД-БХАГАВАТАМРИТЫ» ШРИЛЫ САНАТАНЫ ГОСВАМИ
Эта книга состоит из двух частей: Пурва (вступительная) и Уттар (заключительная). Первая часть называется «Поиски того, кто обрёл полную милость Господа». Название второй части «Провозглашение славы Голоки».
Первая часть содержит 7 глав:
1. Земная обитель.
2. Небесная обитель.
3. За пределами материальной природы
4. Преданный.
5. Дорогой преданный.
6. Ближайший преданный.
7. Обладатель полной милости.
Вторая часть также состоит из 7 глав:
1. Отречение.
2. Знание.
3. Преданное служение.
4. Вайкунтха.
5. Любовь.
6. Исполнение высшего желания.
7. Обретение величайшего счастья.
Основу этого писания составляют вопросы Уттары - матери Махараджа Парикшита. Поэтому данная книга может по праву считаться частью Махабхараты. Мудрец Джаймини пересказал историю, о которой здесь идёт речь, Джанамеджае, сыну Махараджа Парикшита. Обе части этого произведения содержат рассказ странника