Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 24 ------

Размышления о сакральных истинах - Харинама Чинтамани - Страница 24

максимальному числу людей. Когда человек поступает неправильно, считая, что все делает как надо, со временем он ослабевает и запутывается. Нужно быть готовым всегда придерживаться шастр и принимать последствия, когда они приходят. Этот путь безопасен, но если по той или иной причине мы оступаемся, нужно вспомнить шастры и объяснить, почему мы не смогли поступить иначе. Иначе возникнет путаница, И будет утеряно то, что мы унаследовали от Прабхупады. Также будет все труднее сохранять все стандарты на прежнем уровне. Вводя все новые и новые перемены, мы начнем ослаблять первоначальную систему. Нарушение предписаний шастр приведет к тому, что мы окажемся более уязвимыми. Но если по каким-либо смягчающим обстоятельствам нам приходится что-то изменить, нужно четко сознавать, что это делается только для того, чтобы лучше сосредоточиться на сути. В противном случае мы постепенно начнем пренебрегать самым главным и, хотя внешне будет казаться, что у нас все в порядке, на самом деле наша деятельность перестанет быть трансцендентной.

«Ученик должен произносить имя своего гуру с глубоким почтением и всегда повиноваться его указаниям… Ученику надлежит смиренно склоняться к его стопам и просить о прибежище, и таким образом удовлетворить духовного учителя. Поступая так, ученик без труда разовьет вкус к повторению святого имени, которое, в свой черед, приведет его к совершенству». «Харинама Чинтамани», 53-54 Как развить веру в гуру

Как все это сложно! Как принять, что гуру действует на абсолютном уровне, когда мы видим, что часто он поступает, как обычный человек? Как не стать сектантами в то время, как наша философия основана на отношениях между гуру и учеником? Как оставаться верными ИСККОН вайшнавами, оберегать наше общество и ценить свои отношения с гуру, не умаляя чужие, не менее авторитетные, отношения? Как сохранять непоколебимую веру, несмотря на то, что гуру падают? Слабая вера не позволяет подняться над гунами природы, и потому нам необходима сильная и глубокая вера. Эти вопросы очень деликатны.

Б первую очередь, необходимо в общих чертах понять свое положение как духовного учителя в наши дни. В нашем обществе есть основатель-ачарья, который является нитья-сиддхой, пришедшим из духовного мира и находящимся на высочайшем уровне преданного служения. Обычно нужно стремиться найти самого лучшего гуру, потому что он сможет лучше всего направлять ученика, защищать его и утешать. Но кроме этих преимуществ повысятся и наказания за оскорбления, нанесенные столь возвышенному духовному учителю. И как все-таки исполнять обязанности гуру, не находясь на самом высоком уровне преданного служения? Наше положение похоже на положение девушки, которая забеременела очень рано. Она становится матерью в тринадцать-четырнадцать лет, но все еще остается ребенком. Считая себя полноценной матерью, она не сможет стать по-настоящему взрослой женщиной и не разовьет необходимых навыков, чтобы правильно исполнять свои обязанности. Она может даже причинить ребенку вред или убить его. Напротив, не считая себя матерью, она также может причинить вред ребенку, если будет пренебрегать своими обязанностями или играть дни напролет. Она стала матерью, и на ее плечи легла большая ответственность, и потому она обязана обратиться за помощью к опытной матери, которая сможет помочь ей стать по-настоящему взрослой.

Можно использовать этот пример для того, чтобы понять свое положение как духовных учителей. Считая, что никто не может стать гуру, мы нарушаем указания шастр, и это приведет к неудаче или остановит поток милости Кришны. С другой стороны, если гуру считает, что он уже достиг должного уровня, его настроение явится препятствием для получения милости Кришны в полной мере. Харидас Тхакур говорит в «Харинама Чинтамани», что это помешает гуру достичь настоящей зрелости и приведет к падению и ученика, и духовного учителя.

Падение

Б шастрах много говорится о падении:

«Мадхьяма-адхикари, который, повторяя святое имя в окружении большого числа учеников, в той или иной степени попадает под влияние последствий их кармы, непременно падет. Дживан-мукта апи пунар йанти самсара-васана: «Человек, считающийся освобо?кденным даже в нынешнем теле, может вновь опуститься и к нему вернется желание наслаждаться материальным миром», т. е. даже преданный, который достиг уровня мадхьяма-адхикари в повторении святого имени, может пасть и вернуться к материальной жизни. Именно по этой причине материальная гордыня, принимая образ материального общения и большого количества учеников, приносит только купхалу, или дурные плоды. «Шри Чайтанья-бхагавата», Ади-кханда, 16.172, комм.

Иначе говоря, в комментарии к «Чайтанья-бхагавате» Шрила Бхактисиддханта говорит, что преданный может на деле достичь уровня уттама-адхикари и даже ощутить бхаву, но если у него слишком много учеников или он возгордился своими достижениями, старые желания проберутся в его ум, и он падет. Б шастрах приводятся примеры того, как может упасть человек, уже достигший освобождения. Это происходит не только в ИСККОН. Каждый из сыновей Адвайты Ачарьи пошел по своему пути, и в конце концов все они запутались. Рупа Кавираджа тоже пал, несмотря на то, что он был одним из ведущих пандитов, сильным проповедником и философом. Мукунда дас и многие другие выдающиеся вайшнавы благосло вили его, и он поднялся до уровня бхавы и начальных ступеней премы, оскорбив Кришнаприю Тхакурани, он начал проповедовать сахаджию. Он прекрасно знал шастры и почитал вайшнавов, но в его

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22