Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 1 ------

Бхакти Викаша Свами - киртан - Страница 1

КИРТАН

Киртан – это не часть нашего движения – практически это и есть наше движение.

Наше движение сознания Кришны практически основано на музыке и танце. (Письмо к мистеру Левайну, 25 января 1969 г.)

Киртан – наш первейший долг. (Письмо к Палике, 13 ноября 1975 г.)

Движение сознания Кришны, начатое Чаитанйей Махапрабху, наполнено танцами и пением об играх Господа Кришны. (ЧЧ Ади 2.2, комментарий)

Киртан означает прославление Господа Кришны. Вся деятельность движения Харе Кришна предназначена для Кришна-киртана – прославления Господа Кришны. Хотя такое прославление принимает множество форм, киртан в особенности понимается, как воспевание святых имен Кришны. Это также называется санкиртана. Приставка "сан" значит "полное" или "вместе". Так что "санкиртана" значит "полное прославление" или "совместное воспевание".

"Киртан" означает в уединении, а "санкиртана" – в обществе многих других. (Лекция по ШБ, 10 декабря 1974, Бомбей)

Санкиртана – это когда много людей собираются вместе и поют и танцуют. (Лекция по ШБ, 17 апреля 1974, Бомбей)

Киртан занимает центральное место в культуре Гаудийа-Ваишнавов. Многие спутники Господа Чаитанйи, такие как Сварупа Дамодара, Санджайа, Мукунда и Васудева Гхоша, и Парамананда Пури, были признанными певцами и музыкантами. Гаудийа-Ваишнавы написали тысячи песен, превозносящих имя, славу, форму, качества, игры и спутников Господа Кришны и Господа Чаитанйи. Ачарйи, такие как Нароттама Даса Тхакура и другие, развили науку киртана, чтобы совершенным образом выразить расу через музыку и таким образом погрузить участников и слушателей в экстаз сознания Кришны.

Увы, многое из того, чему учили Нароттама и другие, теперь утеряно. И, хотя культура Гаудийа-киртана все еще вполне жива в Бенгалии, Ориссе и Манипуре, она была осквернена влиянием коммерции и апа-сампрадай. Прилипчивые мотивы из кинофильмов проникли в современную культуру бхаджана, к великой скорби традиционалистов, которые хотят сохранить настроение преданности. Однако, даже сейчас традиционный киртан, если он исполняется умело и без скрытых мотивов, остается завораживающим трансцендентным опытом.

Некоторые имеющие музыкальные наклонности члены ИСККОН (как бенгальцы, так и небенгальцы) специализировались в бенгальском киртане и таким образом внесли свой вклад в культурное достояние нашего движения. Шрила Прабхупада лично не вводил такой киртан в ИСККОН, но он действительно благоприятно отзывался о нем. Например, ему нравилось слушать, как мальчики из манипурской гурукулы поют своими высокими голосами в сладком бенгальском стиле. И он хвалил Ачйутананду Свами в предисловии к "Песням Ваишнавов-ачарйев" за то, что он "научился играть на мриданге, как опытный профессионал" (что означает, как бенгальский профессионал).

Однако, бенгальский киртан сложен и не может практиковаться всеми преданными. Это не имеет значения, поскольку истинная суть киртана – это просто желание прославить Кришну. Каждый может петь имена Кришны и очиститься. Поскольку у Кришны бесчисленное количество имен, а музыкальные комбинации ритмов и мелодий также безграничны, киртан может исполняться бессчетным количеством способов. Однако, простой киртан, если поется с преданностью, обладает определенным очарованием, которое невозможно ощутить даже в самых замысловатых музыкальных постановках.

Действительно, в ранних записях Шрилы Прабхупады, певшего Харе Кришна в Нью-Йорке, мы слышим, как Прабхупада снова и снова повторяет простую мелодию всего из четырех нот. Хотя Шрила Прабхупада был опытным музыкантом, он намеренно ввел простой стиль киртана в ИСККОН, чтобы любой мог без проблем присоединиться. Даже гораздо позже в своих играх Шрила Прабхупада давал указания своим ученикам не вводить слишком много разных стилей киртана, чтобы не отвлекаться от его сути – преданности.

Касательно твоего вопроса о бенгальском стиле киртана и игры на мриданге, есть один или два самых лучших стиля. Вводить больше стилей не годится. Это станет препятствием. Если мы будем делать столь явный упор на стиле киртана, тогда это будет просто подражание. Эмоции преданности – это самое важное. Если мы делаем упор на инструмент и стиль, то внимание будет отвлекаться на этот стиль. С духовной точки зрения это будет поражение. (Письмо к Сатсварупе Госвами, 30 июня 1976 г.)

Следуя примеру Шрилы Прабхупады, стандарт киртана в ИСККОН таков, что он должен быть простым, чистым, сладким и, таким образом, приятным для Шрилы Прабхупады и Кришны. К счастью, Шрила Прабхупада дал указания по стандартизации содержания и стиля наших киртанов. Поскольку ИСККОН – международная организация, а киртан – наше самое важное занятие, важно, чтобы эти моменты были известны, и им следовали, чтобы стиль исполнения киртана мог быть более или менее одинаков во всех наших центрах, и чтобы предотвратить измышления. Хотя некоторые вариации в стиле неизбежны, должен быть общий стандарт. Основные моменты, такие как петь правильную мелодию во время мангала-арати и не вводить выдуманные песнопения, должны быть известны всем преданным, и все должны следовать им.

Конечно, предполагается, что киртан должен быть не жестким, а спонтанным и радостным. Киртан, прославление Кришны – это естественная функция души. Киртан от природы радостен, будучи потоком любви к Кришне, льющимся из души. Даже непреданные обретают материальное счастье от мирского пения и танцев, что уж говорить о том, когда преданные прославляют Господа своего сердца?

Однако, нам всегда следует помнить, что киртан не предназначен ни для самовозвеличивания, ни для собственного наслаждения. Хотя киртан может считаться трансцендентным развлечением, это в первую очередь акт поклонения. Он несомненно доставляет наслаждение,

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 32
Страница 31