Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 23 ------

Бхакти Викаша Свами - Первые шаги к Кришне - Страница 23

- один из важных аспектов преданного служения. Кланяясь, преданный проявляет и усиливает свое смирение. Предлагать поклоны следует прежде всего Господу и Его преданным.

Чтобы выразить почтение, необходимо либо распростереться на полу, лицом вниз (см. рис.7), либо встать на колени и коснуться пола головой и руками (см. рис. 8). При этом нужно произнести вслух определенную молитву.

Входя в алтарную комнату и покидая её, предложите поклоны Божествам. Преданные предлагают Господу всё, в том числе и поклоны, через духовного учителя. Поэтому, кланяясь Божествам, следует повторять пранама-мантру духовного учителя (см. главу "Гуру и духовное посвящение").

В каждом храме ИСККОН есть вьясасана (особое возвышенное сидение для духовного учителя), куда помещают муртпи Шрилы Прабхупады или его изображение. Согласно этикету, входя в храмовую комнату, нужно предложить поклоны сначала Шриле Прабхупаде, а затем - Божествам, но, выходя из алтарной, предложите поклоны сначала Божествам и лишь после этого - Шриле Прабхупаде.

Кланяясь Туласи-деви во время туласи-арати или в любое другое время, следует повторять молитву "вриндаяи туласи-девьяи" (см. главу "Туласи").

Поклоны преданным Господа ускоряют духовный прогресс. К тому же благодаря этому между преданными создаются и поддерживаются теплые взаимоотношения.

Кланяться санньяси следует минимум раз в день, при первой встрече. Благоприятно кланяться при встрече всем вайш-навам, и, в особенности, старшим преданным.

Кланяясь своему гуру, преданный произносит его пранама-мантпру. Выражая почтение всем остальным вайшнавам, повторяйте следующую молитву:

еанчха-калпатарубхьяш ча крипа-синдхубхья эва ча патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

Во всех центрах ИСККОН после утренней туласи-арати преданные кланяются друг другу, произнося эту мантру.

Обычно, когда преданному кланяются, он отвечает тем же. Однако преданные, занимающие высокое положение в обществе вайшнавов, не всегда отвечают на поклоны тех, кто гораздо младше их. Вместо этого они могут даровать свои благословения и пожелать успеха в духовной жизни. Так поступают инициирующие гуру и санньяси.

Тот, кто непочтительно обошелся с вайшнавом или оскорбил его словом, должен, осознав свою ошибку, немедленно склониться перед ним в поклоне и молить его о прощении. Это следует сделать, даже если вы считаете, что сами оказались пострадавшим. Благодаря такому поведению в обществе преданных царят мир и святость.

Внешний вид вайшнава

Хотя одежда не столь существенна в преданном служении (поскольку внутреннее сознание гораздо важнее внешнего вида), тем не менее ею не следует пренебрегать. Подобно тому как полицейского все узнают по его униформе (и тогда относятся к нему соответствующим образом), люди узнают преданных Кришны по вайшнавской одежде. Кроме того, к преданным, одетым в вайшнавскую одежду, часто подходят заинтересовавшиеся, люди и задают вопросы. Таким образом, вайшнавская одежда дает дополнительную возможность для проповеди.

Более того, если на вас одежда вайшнава, вы будете чувствовать ответственность за свое поведение и будете стараться вести себя, как подобает вайшнаву. Тот, кто одет как садху, должен демонстрировать достойное поведение. Таким образом, вайшнавская одежда обязывает преданного примерно вести себя. Если мы выглядим как вайшнавы, то естественным образом мы явственнее ощущаем себя вайшнавами.

С другой стороны, в обычной одежде мы склонны к совершенно противоположному настроению. Одежда западного образца напрямую связана с западным стилем жизни, в основе которого лежат вожделение и зависть. Поэтому такую одежду лучше не носить. Если вы стесняетесь выходить в вайшнавской одежде на улицу, можете носить её дома или, по крайней мере, когда приходите в храм или когда устраиваете проповедническую программу у себя дома.

Идеальный внешний вид вайшнава (для мужчин) подразумевает наличие тилаки, бус из туласи и завязанной шикхи (ширина шикхи в основании не должна превышать четырех сантиметров). Голова должна быть обрита. Домохозяева, которые не бреют голову, могут носить короткую, аккуратную стрижку, но им не следует носить длинные волосы, поскольку это неприемлемо для последователей Чайтаньи Махапрабху. Лицо должно быть гладко выбрито - вайшнавы не носят ни бороды, ни усов, ни бакенбард. Одежда должна состоять из дхоти, один конец которого пропущен между ног и закреплен сзади (т.н. кач), и традиционной куртпы или чадара. Вайшнавы не носят майки с мирскими надписями и изображениями.

Брахмачари и санньяси (соблюдающие целибат мужчины, которые полностью посвятили свою жизнь служению Кришне) носят одежду шафранового цвета, поскольку шафран является цветом отречения. Женатые мужчины и те, кто еще не определился с выбором ашрама, носят одежду белого цвета.

Женщинам следует одеваться скромно, это позволит им хранить целомудрие. Лучшая одежда для женщин - традиционное сари. Женщины также должны носить тилаку и бусы из туласи. Кроме того, женщины носят длинные волосы, заплетенные в косу с пробором посередине. В присутствии мужчин, за исключением своего мужа и сыновей, женщине надлежит покрывать голову.

Умонастроение преданного

В предисловии к "Нектару наставлений" мы встречаем очень важные слова Шрилы Прабхупады: "Прогресс в сознании Кришны в значительной степени зависит от позиции преданного".

Это обширная тема, но для новичков (да и вообще для всех преданных) особую важность представляют следующие два момента: смирение и желание служить.

Шрила Прабхупада пишет: "Успешно практиковать бхак-ти-йогу сможет лишь тот, кто развил в себе смирение и покорность" ("Шри Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила 7.148). Одно из самых известных наставлений Господа Чайтаньи также заключается в том, что вайшнав должен считать себя ниже соломы, валяющейся на улице. Безусловно, развить в себе такое смирение необычайно трудно, и всё

Навигация:

Страница 25
Страница 24
-- Страница 23 --
Страница 22
Страница 21