Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 12 ------

Бхакти Викаша Свами - Индия паломничество по святым местам - Страница 12

мудрецы, которые пришли, чтобы жить здесь, медитируя на трансцендентные игры Господа Кришны.

Симхачалам Господь Львиного холма

Посещение южноиндийской святыни

Симхачалам - это необычайно живописное место, расположенное в южноиндийском штате Андхра-прадеш, среди зеленых холмов, спускающихся к морю, недалеко от города Вишакхапатнам. Однако люди приезжают сюда, не за тем, чтобы любоваться красотой местной природы - они приезжают, чтобы посетить местный храм.

С течением времени многие южноиндийские храмы пришли в упадок, но Симхачалам не относится к их числу, главным образом благодаря расположенному неподалеку Вишакхапатнам, ставшему крупным городом с населением, превышающим один миллион жителей. Город является естественным источником паломников. Также много паломников приходит в Симхачалам из Ориссы, соседнего штата, расположенного к северу.

В прошлом, вплоть до правившего в шестнадцатом веке Махараджа Пратапарудры, эта часть Андхра-прадеша входила во владения царей Ориссы. Кроме того, многие жители самого южного округа Ориссы - округа Ганджам - поклоняются Господу Нрисимхадеву - воплощению Кришны в облике человекольва. Храм Нрисимхи в Симхачалам находится совсем рядом с округом Ганджам, поэтому в храме круглый год, и особенно во время Чандан-ятры, много паломников из этого округа.

Чандан-ятра - это день, когда Господь дает Свой даршан, то есть когда преданные могут увидеть Его форму. Все остальное время Он покрыт сандаловой пастой (чанданой) и напоминает Шива-лингу. В течение года можно видеть нитья-рупу - постоянный облик, - в котором Его тело спрятано под толстым слоем сандаловой пасты. Свою ниджа-рупу - настоящий облик - Господь являет лишь в день Чандан-ятры, когда старую сандаловую оболочку жрецы заменяют новой. В день Чандан-ятры получить даршан приходят тысячи паломников из Южной Ориссы и Андхра-прадеша. Они наводняют собой всю округу.

Чтобы добраться до храма, расположенного на холме, нужно преодолеть около тысячи ступеней. Сейчас, подобно другим храмам, в Симхачалам можно добраться и на автобусе, но настоящие паломники взбираются по лестнице, и трудности, которые они преодолевают на пути, лишь усиливают радость встречи с Господом. Раньше, чтобы добраться до святого места, паломники шли пешком в течение одной или двух недель, и этот путь еще в большей степени влиял на их умонастроение.

Мы прибыли в Симхачалам в субботу, в полнолуние, во время летних праздников, поэтому нас ожидала многотысячная толпа паломников. Традиционно жители Андхра-прадеша посещают храмы Шивы в понедельник, а любые другие храмы - в субботу. В день посещения храма невегетарианцы воздерживаются от мяса.

В прошлый раз я был здесь в будний день, в восемь утра, сразу после открытия и поэтому мог неограниченно находиться в храме, но сегодня здесь совсем другая атмосфера.

Во всем, начиная с автобусов, видна хорошая организация. Однако в такой день тех трех автобусов, что поднимают паломников на холм и спускают с него, не хватает, и люди суетятся. Автобус стремительно поднимается вверх, мимо гхатов, мимо знаков на телугу, ория и хинди. Дорога вьется серпантином. Крутой подъем захватывает дух.

Наверху

Достигнув вершины холма, автобус останавливается, и вы слышите звуки Вишну-сахасра-намы («Тысячи имен Вишну»), которые доносятся из громкоговорителей. Эта известная запись в исполнении Лакшми Субраманьям.

Повсюду много людей в мокрой одежде. Согласно местной традиции, прежде чем отправиться на даршан, паломник должен совершить омовение в ближайшем озере.

Еще одна традиция заключается в том, что перед омовением паломники бреются наголо. Здесь, в Южной Индии, и особенно в Андхра-прадеш, голову обривают не только мужчины и дети, но даже женщины.

Служители храма принадлежат к Шри-сампрадайе, преемственности великого святого и философа Рамануджи. Симхачалам является одной из ста восьми дивья-деш - святынь, почитаемых Шри-вайшнавами. Божеству в Симхачалам поклоняются так, как это делали при Раманудже, около девяти веков назад. Многие храмы Шри-сампрадайи связаны с именем хотя бы одного из альваров - духовных наставников, предшественников Рамануджи. Храм Симхачалам связан с именем Нама-альвара, который в своих молитвах прославил местное Божество.

У входа в храм, а также на ступенях лестницы, ведущей на вершину холма, можно видеть нищих, просящих милостыню, а также женщин, разменивающих деньги. Следуя традиции, вы даете ей одну рупию (сто пайсов), а она возвращает вам девяносто пайсов мелкой монетой. Эти монеты здесь и там вы подаете нищим - в святом месте человек должен жертвовать.

Кроме того, возле храма стоят продавцы фруктов, цветов, кокосов, книг и аудиокассет. Здесь можно увидеть садху в самых разных одеяниях и со всевозможной тилакой. Храм - это свой небольшой мир.

Даршан

У главного входа в храм можно увидеть мемориал, хранящий стопы Шри Чайтаньи Махапрабху. Его воздвиг в 1930 году Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами, духовный учитель Шрилы Прабхупады. Такими мемориалами Бхактисиддханта Сарасвати увековечил многие места, которые посетил Господь Чайтанья.

Как только вы входите в храм, вы чувствуете сильный запах кокоса и камфоры. Тысячи паломников приносят с собой в качестве подношения кокосовый орех. Служители разбивают кокос, произнося при этом мантры, и предлагают Господу камфорный светильник. Поэтому весь храм пропитан запахом кокоса и камфоры.

Внутри храма темно даже несмотря на нехитрое освещение. Стены длинного коридора украшены резьбой, здесь и там перед вами вырастают маленькие часовенки, в которых установлены божества альваров или Лакшми, супруги Господа Вишну. Преданные Шри-сампрадайи, берущей свое начало от Лакшми, поклоняются различным ее формам. И вот наконец вы оказываетесь в

Навигация:

Страница 14
Страница 13
-- Страница 12 --
Страница 11
Страница 10