Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 25 ------

Бхакти Викаша Свами - Грихастхи в Сознании Кришны - Страница 25

к

жене, к дому, ко многим другим вещам. Именно поэтому существует такой

переходный период, который называется ванапрастхой. Это переходный период

между ж изнью в отречении и жизнью грихастхи. Живя как ванапрастха, человек

постепенно развивает непривязанность. Но для того, чтобы человек смог

достичь отречения, он должен развивать этот дух отречения всю свою жизнь.

Это не означает, что когда вам стукнет пятьдесят, вы проснетесь утром и

вдруг обнаружите себя отреченным. К этому нужно готовиться, развивая

умонастроение отречения. И если к концу жизни вы не разовьете отречения, то

вы не достигните совершенства жизни. Если к моменту смерти человек все е ще

хоть как-то привязан к материальному миру, то ему снова придется рождаться.

Семейную жизнь рекомендуется закончить в пятьдесят, максимум в шестьдесят

лет. Это уже самый крайний срок. Очевидно, конечно, что грихастхи, не

проявляют особого рвения к отречению. Если бы они делали это, то вряд ли

вообще бы женились. Но в любом слу чае они должны, по крайней мере, слушать

об отреченной жизни. Это означает, что они должны регулярно посещать лекции

в храме, изучать книги Шрилы Прабхупады. Здесь постоянно проповедуется, что

жизнь временна и человек должен достичь в ней совершенств а, не

привязываться. Грихастхи не должны думать, что эта проповедь только для

брахмачариев. Вас это касается в гораздо большей степени, потому что вы

находитесь в худшем положении, чем брахмачарии, Не думайте, что этот

семинар не для вас, и что лучше вы послушаете какую-то другую лекцию или

почитаете какую-нибудь другую книгу. Вам тоже нужно это слушать и читать.

Даже если это для вас звучит как ужасный яд. Пусть течет этот яд в ваши

уши. То что вначале кажется ядом, в конце оборачивается нектаром.

Если грихастхи действительно практикуют сознание Кришны всю свою жизнь, то

чем дольше живет человек, тем больше в нем развивается желание полностью

посвятить себя сознанию Кришны. В особенности если человек прошел

определенное обучение брахмачария до того, как он вступил в брак. Отречение

тогда естественным образом будет развиваться в нем. Но даже если человек не

способен вести отреченную семейную жизнь, то, по крайней мере, он должен

как можно больше общаться с теми преданными, которые имеет это отречение.

Грихастхи должны с великим почтением относиться к отреченным преданным и

стараться служить им. Но при этом грихастха не должны проявлять какого-то

искусственного отречения. Если вы живете жизнью грихастхи в

грихастха-ашраме, то у вас есть определенные обязанности, которые вы должны

исполнить. Грихастха не может жить как саньяси. У него другой ашрам. У

грихастхи свои определенные обязанности, у саньяси свои. Грихастха мо жет

прогрессировать исполняя обязанности, предписанные для его ашрама. Так что

грихастха не должен прикрываясь отречением пренебрегать своей женой и

детьми. Жена и дети также нуждаются в поддержке мужа и отца, в его

эмоциональной защите. Прабхупада в одном комментарии пишет, что муж должен

внешне проявлять любовь и заботу по отношению к детям и жене, но внутренне

он должен поддерживать умонастроение отречения.

Заключение.

Итак, я попытался дать общие принципы, дать определенное представление о

том, что такое идеальная жизнь грихастхи. В нашем обществе мало идеальных

грихастх. Виноваты либо обстоятельства, либо качества их самих, но большей

частью грихастхи не идеальны. Я никого не ругаю. Я просто говорю о том, что

я вижу и знаю. В принципе в этом нет ничего удивительного. Как я выше

упоминал, это практически новое движение в современном мире. Возможно

потребуется какое-то время, чтобы достичь определенного идеальног о

стандарта. И этот семинар я провожу только для того, чтобы сообщить вам то,

о чем я прочитал в книгах Прабхупады и проиллюстрировать это своими

собственными наблюдениями. А также для того, чтобы грихастхи имели

определенный стандарт, понимали, к че му им нужно стремиться.

Обычно у них возникают вопросы типа: а что делать, если то или это? То есть

обычно люди хотят получить ответ на какую-то конкретную их личную ситуацию.

Но в большинстве случаев эти вопросы слишком сложны, чтобы можно было тут

же ответить на них. Вооб ще вопросы семейной жизни обычно очень сложны и

запутаны. Но я могу дать один общий совет, касающийся этих проблем.

Навигация:

Страница 27
Страница 26
-- Страница 25 --
Страница 24
Страница 23