Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 41 ------

Бхакти Викаша Свами - Воспоминания о Шриле Прабхупаде - Страница 41

книг, харинамами, распространением прасада, фестивалями и другими проповедническими программами, которые призваны пробудить дремлющее сознание обусловленных душ. Однако прямая и бескомпромиссная проповедь также необходима, и ею нельзя пренебрегать.

Прямая проповедь - неблагодарное занятие. Бескомпромиссный проповедник не может рассчитывать на популярность. Скорее всего, его поймут превратно и станут отвергать даже преданные. Как сказал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур незадолго до своего ухода:

Очевидно, я обеспокоил умы многих людей. Поскольку ради служения и преданности Абсолютному Господу я был обязан говорить истину, некоторые из них могли счесть меня своим врагом. Но я доставлял им все эти беспокойства только для того, чтобы они обратили свои взоры к Личности Бога с чистой преданностью и свободные от корыстных желаний. Надеюсь, что придет время, когда они поймут меня правильно.

В свои последние дни подобные извинения принес и Шрила Прабхупада. Некоторые заявляют, что этим извинением за свою прямоту и бескомпромиссность Шрила Прабхупада признал свою ошибку, и потому нам не следует ее повторять. Подобное лжетолкование слов ачарьи - неприкрытый обман. Считать, что решительным проповедником движет эгоизм и высокомерие, - это заблуждение. Его резкие слова призваны умерить высокомерие непреданных и демонов, а также освободить от ложной гордости неофитов.

Преданного, твердо стоящего на своем и решительно оспаривающего мнение других, могут счесть высокомерным, в особенности те, кто был воспитан в псевдолиберальных ценностях, согласно которым любое мнение имеет ценность. Однако уверенность преданного обусловлена не гордостью или догматизмом, а его подлинной правотой и заблуждениями других. Преданный познал Абсолютную Истину и потому познал все совершенным образом.

Преданный прав всегда. Непреданный, доктринер-эмпи-рик не прав ни в чем и никогда. В первом случае, мы видим присутствие Реальной Истины и ничего кроме Реальной Истины, а во втором, - ложные гипотезы и ничего кроме заблуждений.

Будьте благоразумны и постарайтесь дать им разум. Если вы останетесь глупцами, вы будете говорить: «Да, да, вы правы». Они не правы. Мы должны постоянно говорить им: «Вы ошибаетесь. Это заблуждение. У вас нет разума. Вы - негодяи».

Преданные - совершенные ученые, совершенные философы, совершенные историки, совершенные обшественные критики - они совершенны во всем. Внутренне преданный остается глубоко смиренным, что не понимают те, кто его обвиняет. Преданный считает себя ничтожным, неспособным и во всем зависящим от милости своего духовного учителя. Он не играет в основанные на обоюдном лицемерии игры карми, с одобрением наблюдая за их жадностью и взаимной эксплуатацией. Он не обманывает других, скрывая Абсолютную Истину. Неся духовное знание, он действует как лучший друг обусловленных душ, даже если те в своем безумии считают его своим злейшим врагом.

Те садху, которые используют нелицеприятные выражения, чтобы рассеять пелену иллюзии, являются истинными преданными Кришны и доброжелателями живых существ. Обусловленное живое существо постоянно ссорится со своей женой и близкими родственниками и до самой смерти терпит их плохое обращение. При этом, однако, оно не хочет оставлять их общества. Напротив, человек стремится служить им и доставлять им удовольствие. Но когда преданный Господа, заботящийся о высшем благе живых существ, один раз выговаривает человеку, чтобы рассеять его иллюзию, обусловленное существо сразу решает оставить общество этого святого раз и навсегда. Тот, кто действительно хочет должным образом заниматься преданным служением, должен принимать резкие слова садху как лекарство, которое излечивает от майи. Так человек сможет духовно продвигаться и успешно повторять святое имя.

Нет никаких сомнений в том, что слова садху способны очистить ум человека от дурных наклонностей. Поэтому садху приносит благо всем, с кем общается. Многого мы не раскрываем садху. Но настоящий садху заставляет нас говорить о том, что мы прячем в своем сердце. После этого он начинает работать ножом. В этом смысл слова «садху». Он стоит на месте заклания жертвенного животного с поднятым ножом. Плотские желания человека подобны козлам. Садху милостиво рубит эти желания острием жертвенного ножа в форме нелицеприятных слов. Если садху начинает мне льстить, он вредит мне и становится моим недоброжелателем. Если садху льстит людям, он выводит их на тропу, ведущую к удовольствиям, но не к благоденствию.

Резкие слова призваны встряхнуть человека. Это необходимо, чтобы вывести его из состояния самодовольства и помочь увидеть свое шаткое положение. Несколько резких высказываний часто имеют больший эффект, чем бесконечные вежливые тирады.

Искренний человек высоко оценит подобную прямоту проповедника. Лишь негодяй станет выражать недовольство. Поначалу люди могут отвернуться, но если у них есть хоть какая-то искренность, они задумаются и в конце концов примут нашу проповедь. Потом они будут только благодарны за то, что мы рассеяли их иллюзию.

Если мы не будем решительно проповедовать, мы не сможем никого переубедить. Многие из тех, кто стал преданным, не сделали бы этого, если бы им в свое время не проповедовали прямо и решительно.

В 1977 году на Кумбха-меле со Шрилой Прабхупадой стал спорить один молодой санньяси-маявади. Шрила Прабхупада был с ним очень резок. Присутствовавший при этом Бхакти Чару Махарадж подумал: «Почему Шрила Прабхупада так резок с этим человеком? Будь он с ним помягче, тот, возможно, стал бы преданным». Но тот человек, действительно, спустя несколько месяцев, присоединился к ИСККОН.

Кто-то может возразить: «Но ведь то был

Навигация:

Страница 43
Страница 42
-- Страница 41 --
Страница 40
Страница 39