Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 15 ------

Бхакти Викаша Свами - Взгляд на традиционную Индию - Страница 15

десяти утра на берег пукура или реки сходятся хозяйки и принимаются стирать белье. Повсюду слышно громкое «хлясь», «хлясь» — так они стирают, ударяя мокрым бельем по большим камням, расположенным у воды. Часто женщины, помыв в пукуре посуду, набирают из него воду для приготовления пищи.

Сразу после восхода солнца у пукура слышно, как мужчины весело переговариваются друг с другом, разжевывая веточки нима29 и натираясь горчичным маслом перед утренним омовением. Они также втягивают его носом, чтобы облегчить выделение слизи. Горчичное масло обладает согревающим свойством и помогает телу сохранить зимой тепло. Кроме того, оно богато витаминами и минеральными веществами, которые питают кожу и не дают ей высохнуть зимой.

Вечерние обязанности

С наступлением сумерек дома индусов неожиданно оглашаются боем гонгов, звуками раковин и улюлюканием женщин. Все эти звуки считаются благоприятными и призваны отвратить дурное влияние ночной темноты, когда активизируются приведения и злые духи. Все недоброе, что несут сумерки окончательно устраняется проведением арати (церемонии поклонения) семейным божествам, благодаря чему атмосфера в доме освящается.

После захода солнца в домах зажигают дхуну, ароматическую смесь, которую жгут в глиняном или медном потире вместе с щетиной кокосового ореха. Ароматный дым дхуны очищает дом, устраняет неблагоприятное влияние на тонком плане и защищает от полчищ комаров, которые к вечеру становятся активными.

Другой вечерней обязанностью является зажигание светильников. Они бывают либо самодельными (сделанными из использованных консервных банок), либо купленными (со стеклом). Даже в домах, где есть электричество, по вечерам зажигают лампаду, которая горит слабым огоньком, поскольку электричество часто отключают. Когда все в доме ложаться спать, одну или две лампады оставляют гореть, чтобы рано утром, до рассвета, можно было легко их найти.

Социальное устройство и культура взаимоотношений

Типичный бенгальский пейзаж представляет собой сочетание плоских равнин с возвышенностями, поросшими зарослями деревьев ѕ главным образом, кокосовыми и другими пальмами и деревьями бетеля. Люди умудряются жить везде. Возле каждой рощицы расположено несколько хижин, в каждой из которых живет многочисленное семейство. Бывало, мы останавливали машину прямо посреди какого-нибудь поля, в совершенно безлюдном месте, но не проходило и нескольких минут, как мы обнаруживали себя в окружении любопытной толпы, сбежавшейся посмотреть на приехавших «сахибов».

Рассчитывать на уединение в Бангладеш почти не приходится. Всем до всего есть дело. Простой деревенский люд может без всякого стеснения часами глазеть на иностранца, завороженно наблюдая за всем, что он делает. Многих западных преданных, включая меня самого, это сильно раздражало. Порой я чувствовал себя как зверь в зоопарке. Со временем, однако, я к этому привык.

После купания нам иногда приходилось переодеваться в комнатах, забитых людьми, среди которых были и женщины. В большинстве семей иметь собственную комнату ѕ неслыханная роскошь, так что люди учатся одеваться и переодеваться в присутствии противоположного пола, не обнажая при этом свое тело.

Одиночество в Бенгалии — явление неизвестное; но не потому, что человек теряется в толпе — просто люди знают, как жить в коллективе. Больше всего на свете бенгальцам нравится собираться в группы и говорить часами напролет (хотя частенько пользы от таких разговоров мало). От скуки также никто не страдает. Бенгальцам нравится быть вместе и делать что-то сообща. Каждый находит себе место в общем деле, никто не остается в стороне. Удовольствие, получаемое от такого общения, в корне отличается от того, что приносит бесконечная смена внешних стимуляторов.

«Прогрессивно мыслящие» иностранцы часто бывают разочарованы неприкрытой наивностью жителей Бангладеш, явным отсутствием в них стремления к собственному материальному благополучию. Бенгальская культура не приветствует развитие в человеке индивидуализма, духа соперничества или навыков, необходимых для технологического прогресса. Разумеется, бенгальцам небезразлично экономическое развитие, но все же они больше пекутся о сохранении своих культурных традиций, которые воспитывают в человеке дух сотрудничества и взаимопомощи и как нельзя лучше подходят их аграрной стране.

Однажды я приехал в деревню, которая незадолго перед этим сильно пострадала от циклона. Местные жители с воодушевлением помогали друг другу заново отстраивать глинобитные хижины. Такова деревенская жизнь: круглый год все трудятся сообща, с радостью помогая друг другу собирать урожай, орошать поля, проводить праздники или возводить дамбу, чтобы сдержать реку во время разлива.

Нужда заставляет жить в мире с соседями. Большинство семей не отличаются материальным достатком, и у тех, кто побогаче, принято помогать менее обеспеченным. Чувство общности и ответственность за ближнего — неотъемлемая черта здешней культуры. Несмотря на раздуваемую политиками неприязнь, до сих пор во многих деревнях индусы и мусульмане живут дружно, как братья (хотя в этом дружелюбии есть доля осмотрительности).

Бенгальцам присуще чувство сплоченности, в особенности, среди членов одной социальной группы. Они легко знакомятся и любят расспрашивать друг друга обо всем. Сперва их постоянные вопросы казались мне весьма назойливыми. «Сколько у вас братьев и сестер? Как вы зарабатываете на жизнь?» На Западе подобные вопросы сочли бы вмешательством в личную жизнь. Но в индийской культуре это, наоборот, считается знаком уважения. Интерес, который к вам проявляют, говорит о том, что вас считают человеком достойным, заслуживающим внимания.

Западная культура идеализирует образ непоколебимого одиночки, отважно противостоящего жестокому миру. Бенгальцы же ценят зависимость от окружающих и

Навигация:

Страница 17
Страница 16
-- Страница 15 --
Страница 14
Страница 13