Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 13 ------

Бхакти Викаша Свами - Взгляд на традиционную Индию - Страница 13

слушают относительно безобидные радиопрограммы бенгальского радио по транзистору и таким образом узнают о жизни могучих держав. Однако спор о том, чья коза забралась в соседский огород, вызывает у деревенских жителей гораздо больший интерес.

Автор одной книги написал об некоем пожилом крестьянине, который работал в поле в День независимости Индии и не участвовал в праздновании.

«Почему ты не празднуешь?» ѕ спросили его.

«А что нужно праздновать?» ѕ последовал ответ.

«Сегодня британцев выдворили из страны!»

«Кого?» ѕ переспросил старик. Он о них никогда и не слыхал.

Только вернувшись в Дакку, я узнавал о том, что происходит в мире. Встречи на высшем уровне, кризис доллара, протесты против испытания ядерного оружия, выборы в Германии, стычки футбольных болельщиков — все это было чем-то нереальным, подобно обрывкам давно увиденного и почти забытого сна. То были отголоски мира далекого и потому неважного.

Будучи изолированной от современного технологически продвинутого общества, бангладешская деревня являет собой почти прямую противоположность сельской жизни на индустриализированном Западе. Деревенские жители в Бангладеш не знают, что такое совмещенные санузлы, автомобили и други бесчисленные «насущные потребности» современной цивилизации. Если кто-нибудь не расскажет им о необходимости этих вещей, они вполне будут обходиться и без них. Они никогда не слышали о стиральных машинах, туалетной бумаге, губках для мытья посуды, освежителях воздуха, консервированных и замороженных продуктах и даже о ножах и вилках.

Однажды в Дакке несколько деревенских мальчишек, привлекшись нашим киртаном, шли за нами до самого ашрама, располагавшегося в арендованном нами доме. Дом был оснащен всеми современными удобствами (какие только можно встретить в Бангладеш), такими как дверные ручки, водопровод, электричество и так далее. Мальчики cнова и снова открывали и закрывали дверь, завороженно наблюдая, как щелкает замок, включали и выключали свет, открывали кран и, не закрыв его, убегали. Возможно струя воды из крана казалась им чем-то вроде реки, которая течет сама по себе.

В другой раз в Дакке я попросил одного деревенского мальчика сделать ксерокопию и обнаружил, что он не имеет ни малейшего представления, что это такое. Несмотря на все мои объяснения, он так и не смог понять, о чем идет речь. Городские снобы сочли бы его за невежду, однако в том, что касается деревенской культуры, сами они такие же невежды. Ведь они ничего не знают о том, как вспахивать поле, шелушить рис и различать разные сорта злаков. Им неведомы названия деревьев, насекомых и птиц. Часто в разговоре с нами бенгальцы говорили о разных сортах риса, как будто мы о них что-то знали. А мы и понятия не имели о том, каких сортов бывает рис и какого качества, когда его нужно сажать, или как следить за здоровьем и чистотой домашнего скота. Деревенские жители, пожалуй, не смогут победить в крысиных бегах по джунглям из стекла и бетона. Однако городским пронырам тоже придется нелегко, окажись они в атмосфере деревенской жизни со всеми ее нюансами человеческих взаимоотношений.

Один австралийский преданный, который некоторое время путешествовал со мной по Бангладеш, удивлялся, как я, западный человек, мог вести такую аскетичную жизнь — жить в деревнях, где нет ни дорог, ни электричества, мыться водой из колодца и так далее. Я, однако, не видел в этом ничего аскетичного. Что особенного в том, чтобы рано утром подойти к колодцу, набрать ведро воды и вылить его на себя? Да и какая разница, где спать: в городском фешенебельном особняке или в деревенской глиняной хижине? Миллионны людей живут такой жизнью, даже не задумываясь об этом, так почему это невозможно для нас? Даже если в этом есть какая-то аскеза, в этом вся прелесть. Для молодого человека нет большего приключения, чем, оставив западную жизнь обывателя, странствовать и проповедовать в далеких краях.

Жизнь в согласии с природой

Так называемые тяготы деревенской жизни — вещь весьма относительная. Недостаток современных бытовых удобств более чем восполняется отсутствием связанных с ними проблем. По крайней мере, воздух в деревне чист и безвреден для здоровья. Загрязнение окружающей среды сведено к минимуму, а образ жизни людей можно назвать «экологически чистым» — хотя едва ли кто из деревенских жителей знаком с этим понятием.

Большинство людей едят из листьев и глиняных чашек, которые после однократного использования выбрасывают, и они естественным образом поглощаются экосистемой. Кухонную утварь чистят землей и травой или волокнистой шелухой кокосового ореха. Использование земли и песка — простой, естественный, эфективный и дешевый способ удаления жира и пятен и придания металлической посуде блеска. Нет никакой необходимости в гиганских предприятиях по производству моющих средств, загрязняющих окружающую среду. Воду берут из рек, озер, прудов и колодцев. Умение есть рукой устраняет необходимость в ножах и вилках.

Проблема бытовых отходов — одна из насущнейших проблем современного общества — просто не существует в бенгальских деревнях. Каждой вещи находится применение. К примеру, старую одежду не выбрасывают ѕ ее рвут на тряпки или делают из нее лоскутное одеяло, которое можно встретить в каждом бедняцком доме.

Деревенские жители почти не пользуются товарами промышленного производства ѕ они знают, как удовлетворять свои насущные потребности

Навигация:

Страница 15
Страница 14
-- Страница 13 --
Страница 12
Страница 11