Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Bvs-2-~3
------ Страница 1 ------

Bvs-2-~3 - Страница 1

"Шримад-Бхагаватам"

8.12.92г.

2.7.24

йасма адад удадхир удха-бхайанга-вепо

маргам сападй ари-пурам харавад дидхакшох

дуре сухрин-матхита-роша-сушона-дриштйя

татапйамана-макарорага-накра-чакрах

Личность Бога, Господь Рамачандра, охваченный горем разлуки со

своим близким другом [Ситой], бросил на город Своего врага [Раваны]

гневный взгляд. При этом Его глаза были красными, как у Хары [который

хотел испепелить райское царство]. Великий океан, дрожа от страха,

пропустил Господа, ибо его обитатели - акулы, змеи и крокодилы -

изнемогали от жары под взглядом огненно-красных глаз Господа.

КОММЕНТАРИЙ: Верховному Господу присущи те же чувства и эмоции,

какими обладают и все остальные живые существа, поскольку Он -

верховное, изначальное живое существо, высший источник всех прочих

живых существ. Он - нитья, главный вечный среди прочих вечных. Он -

верховный, а все остальные - Его подчиненные. Одно вечное существо

удовлетворяет нужды многих вечных существ, следовательно, вечный

Господь и вечное живое существо качественно тождественны друг другу. В

силу общности их природы и Господу, и живому существу присущи

одинаковые эмоции с той лишь разницей, что в количественном отношении

эмоции главного вечного существа отличаются от эмоций зависимых вечных

существ. Когда Рамачандра разгневался и Его глаза стали красными, как

раскаленное железо, жар Его гнева так нагрел воду в океане, что все

его обитатели ощутили на себе этот жар, а сам Океан, дрожа от страха,

пропустил Господа и дал ему возможность легко достичь города врага.

Имперсоналистов этот испепеляющий гнев Господа сбивает с толку,

поскольку они стремятся найти совершенство в отрицании. Абсолютная

Истина трансцедентна ко всему материальному, поэтому имперсоналисты

думают, что Абсолюту не может быть присущь гнев, напоминающий

материальные эмоции. Из-за недостатка знаний они не в состоянии

понять, что эмоции Абсолютной Личности трансцедентны ко всем мирским

представлениям о качестве и количестве. Если бы гнев Господа

Рамачандры имел материальную природу, разве мог бы он возмутить покой

целого океана и всех его обитателей? Способен ли взгляд красных от

гнева глаз обычного человека нагреть воду в необозримом океане? Все

эти факторы нужно учитывать, рассматривая личную и безличную концепции

Абсолютной истины. В начале "Шримад-Бхагаватам" говорится, что

Абсолютная Истина является источником всего сущего. Следовательно,

Абсолютная Личность не может быть лишена эмоций, отражающихся в

преходящем материальном мире. Однако разные эмоции, присущие Абсолюту

- будь то гнев или сострадание, - качественно неотличны друг от друга,

иначе говоря, в ценностном отношении они, в отличии от материальных

эмоций, одинаковы, поскольку все Его эмоции имеют единую абсолютную

природу. Эмоции, несомненно, присущи Абсолюту, вопреки представлениям

имперсоналистов, которые смотрят на трансцедентный мир с материальной

точки зрения.

Лекция Шрилы Бхактивайбхавы Свами:

В начале комментария Шрила Прабхупада объясняет, что Верховная

личность бога имеет все ощущения, все чувства подобные обычному

чувствующему живому существу. Это естественно, поскольку Он является

главным среди всех живых существ. Как, например, у нас есть наши

чувства, сентименты, мы также являемся чувствующими живыми существами,

и как же изначальное живое существо может не иметь чувств? Где хотя бы

какая-то логика в этом? Если вы рассмотрите причину чего-то исходящего

из чего-то, то все качества этой эмонации обязаны присутствовать также

и в причине этой эмонации. Как, например, если вы прийдете к

заключению, что солнечный шар холодный. Это

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 9
Страница 8