Самбандхануга (родительские или дружеские отношения)
Эта глава завершается изложением наставлений, которые дал Шрила Рупа Госвами относительно развития спонтанной привязанности к Кришне в настроении родительской и дружеской любви.
Так же, как и супружеская любовь, родительские и братские отношения подразделяются на две категории. Первая - стремление к непосредственному общению с Кришной в этих взаимоотношениях; вторая - желание служить родителям и друзьям Кришны, восхищаясь их отношениями. Как объясняет Шрила Прабхупада: «Отеческие и дружеские чувства к Господу могут проявляться двояко. Можно либо пытаться самому стать отцом Кришны, либо следовать по стопам Нанды Махараджа, лелея мечту о том. чтобы стать отцом Кришны» (НП, стр. 167).
Шрила Рупа Госвами предупреждает об опасности стремления к непосредственным отношениям, это особенно касается родительских отношений. Желая стать отцом Кришны, человек может неумышленно развить в себе стремление стать самим Нандой Махараджей. Это не меньшая майавада, чем желание стать Самим Кришной. Если человек оскверняется такой причастностью к майаваде, то, какого бы прогресса он ни достиг, все будет потеряно.
Шрила Рупа Госвами приводит пример самбандхануга-садхана-бхакти: «В «Сканда Пуране» рассказывается о старике, жившем в Хастинапуре, столице Пандавов, который мечтал, чтобы Кришна стал его возлюбленным сыном. Нарада посоветовал этому пожилому человеку следовать по стопам Нанды Махараджа, и так его мечта исполнилась» (НП, стр. 167-168).
Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняют, что, если кто-то стремится развить в себе настроение супружеского служения Кришне, но при этом его желание не настолько сильно, чтобы преодолеть страх к пренебрежению должным этикетом в служении Господу (т.е. он не поднимается над уровнем ваидхи- бхакти), то его супружеское влечение позволит ему достичь свакийи или служения, выполняемого царицами Двараки.
Другая терминология
Шрила Рупа Госвами заканчивает обсуждение рагануга-садхана-бхакти, отмечая, что для обозначения рагануга-садханы некоторые преданные (Валлабха-сампрадайа) используют термин пушти-марг. Шрила Прабхупада говорит: «Этот путь преданного служения иногда называется пушти-маргом» (НП, стр. 168).