Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Третья волна: Бхава-бхакти - преданное служение в экстазе

Восточный Океан. Бхагавад-бхакти-бхеда: Разновидности преданного служения

Третья волна: Бхава-бхакти - преданное служение в экстазе

Главы 17-18 «Нектара Преданности»

Глава 17

Экстатическая любовь

В начале семнадцатой главы Шрила Прабхупада кратко излагает суть Третьей Волны «Бхакти-расамрита-синдху», описывающей бхава-бхакти.

Как уже упоминалось во второй главе, смысл выполнения садхана-бхакти заключается в пробуждении бхавы. Поэтому Шрила Прабхупада говорит: «Итак, в предшествующих главах были описаны признаки преданного служения и то. как заниматься преданным служением, используя свои нынешние чувства, чтобы постепенно достичь уровня экстатической спонтанной любви» (НП. стр. 169).

Очевидно, что целью (садхйей) нашей практики преданного служения (садханы) является бхава. Шрила Прабхупада объясняет: «Регулируемое преданное служение бывает деятельным и результативным. Результативная стадия преданного служения называется бхавой, экстазом» (НП, стр.169).

Садхана называется «деятельной», так как она включает в себя практику преданного служения. Бхава названа «результативной» потому, что она будет тем результатом, к которому приведет эта практика.Шрила Прабхупада относит и садхану и бхаву к «регулируемому преданному служению». Слова «регулируемое преданное служение» являются переводом слова «чештарупа», а не «ваидхи-садхана». Это объясняется в следующем абзаце.

Чистое преданное служение состоит из двух частей: (1) чештарупа - преданное служение, выполняемое посредством усилий и (2) бхаварупа - преданное служение, которое совершается эмоциями.

«Регулируемое преданное служение бывает деятельным и результативным». Это указывает на то, что категория чештарупа, в свою очередь, подразделяется на две составляющих: 1) «деятельная» - усилия, которые приводят к бхаве и 2) «результативная» -усилия, которые порождаются бхавой59

Определение и признаки бхава-бхакти

Шрила Рупа Госвами дает следующее определение бхава-бхакти (см. НП. стр.169).

шуддха-саттва-вишешатма

према-сурйамшу-самйа-бхак ручибхиш читта-масринйа-крид асау бхава учйате

шуддха-саттва - ничем не оскверненная благость; вишеша - оличающаяся; атма - чья природа; према - любви к Богу; сурйа - как солнце; амшу - луч; самйа-бхак - подобный; ручибхих - разнообразными вкусами; читта - сердца; масринйа — мягкость; крит - которое вызывает; асау - эта мягкость; бхавах - эмоции; учйате - называется.

«Когда преданное служение совершается на трансцендентном уровне чистой благости, оно подобно солнечному лучу любви к Кришне. Такое преданное служение смягчает сердце человека с помощью различных вкусов, и это называется бхава (эмоции)». (ЧЧ, Мадхья,23.5)

Главная отличительная черта

Главной характерной особенностью бхавы является шуддха-саттва-вишешатма, т.е. это стадия, на которой шуддха-саттва входит в сердце преданного. Термин шуддха-саттва относится не к материальной гуне благости, а к внутренней энергии Господа, пробуждающей спящую любовь живого существа к Кришне.

Как семя, посаженное в землю, не сможет прорасти без соприкосновения с солнечной энергией в виде тепла и света, так и любовь к Богу (према) сравнивается с семенем, которое находится в спящем состоянии в сердце каждого живого существа. Оно не может прорасти без соприкосновения с внутренней энергией преданности Господа, шуддха-саттвой.

Когда человек страстно хочет служить Господу, по милости чистого преданного, энергия шуддха-саттвы может войти в его сердце.

59 К усилиям, приводящим к бхаве (чештарупа, садхана) относятся слушание, повторение, поклонение и т.д. Усилия, порождаемые бхавой (чештарупа, садхйа) - это анубхава, и они будут подробно описаны в 27 главе. Кратко, анубхава - это усилия, которые совершает преданный, чувствуя влечение к Кришне. Например, когда в нем возрастает настроение братской любви, анубхавой может быть то, что он будет стремиться играть с Кришной.

А касаясь сердца, она дает энергию дремлющему там семени премы и побуждает его прорастать (анкура). Поэтому Шрила Рупа Госвами описывает бхаву как преманкура («первый росток премы»).

Термин према-сурйамшу - «луч солнца премы» также указывает на это. Бхава -солнечный луч, према - само солнце. Солнце и солнечный луч качественно неотличны, но между ними есть различие в интенсивности. Бхава - это начало премы, как рассвет является началом дня. Видя первые лучи зари, можно быть уверенным, что солнце скоро полностью взойдет. Точно также, когда человек достигает бхавы, нужно понимать, что полный свет премы проявится очень скоро.

Как нисходит шуддха-саттва?

По мнению Шрилы Рупы Госвами шуддха-саттва включает в себя энергии Господа самвит и хладини. Самвит - это энергия познания, или несущая знание, хладини - энергия преданности.

Самвит-шакти - внутренняя энергия познания Господа, нисходит в сердце, наделяя человека способностью познавать Бога и ощущать Его. Хладини-шакти - энергия преданности, также нисходит в сердце преданного, давая ему возможность полностью проявить блаженную любовь к Господу. Когда эти божественные энергии познания и любви соединятся в сердце человека, он сможет начать наслаждаться Кришной как наивысшим объектом любви, во всей полноте. Это - бхава-бхакти, пробуждение любви к Богу.60

Второстепенные признаки

Второстепенные отличительные черты бхавы таковы: (1) она размягчает сердце и (2) усиливает различные вкусы.

Размягчение сердца

Мягким считается сердце, которое может легко волноваться и меняться под воздействием эмоций. «Шримад-Бхагаватам» (2.3.24) описывает это так: «Если, сосредоточенно повторяя святое имя Господа, человек не испытывает экстаза, если его глаза не наполняются слезами, а волосы не встают дыбом, значит его сердце заковано в железо».

Шрила Прабхупада поясняет: «В тантрах в связи с этим говорится, что экстаз является первым признаком проявления чистой любви к Личности Бога. На этой стадии человека иногда охватывает дрожь, и из глаз его текут слезы» (НП. стр.169).

В приведенном отрывке Шрила Прабхупада сначала определяет главную отличительную черту бхавы. говоря, что экстаз (бхава) - это первый признак чистой любви к Богу (премы). Затем он дает определение ее второстепенной особенности, указывая на то, что сердце человека размягчается до такой степени, что такие эмоциональные проявления часто становятся видимыми.

Короче говоря, отличительной чертой преданного, находящегося на уровне бхавы, является то, что его сердце очень легко возбуждается методами сознания Кришны.

Усиление различных вкусов

Существуют три вида «вкусов», или желаний в преданном служении, которые расцветают в человеке, достигшем стадии бхавы: (1) прапти-абхилаша — желание достичь Кришны; (2)

60 Это соединение самвит и хладини называется шуддха-саттва. Находясь в соприкосновении с шуддха-саттвой, человек чувствует одновременно прилив энергии (пушти) и удовлетворение (тушти). Самвит-шакти наполняет преданного энергией, т.к. он все больше понимает Кришну, а. хладини-шакти приносит удовлетворение за счет того, что человек обретает преданность Кришне.

анукулйа-абхшаша - желание удовлетворять Кришну различными видами служения; (3) саухарда-абхшаша - желание быть дорогим сердцу Кришны.61

Природа бхавы

Когда появляется бхава, она полностью овладевает сознанием человека, и при этом как бы сливается с умом - так, например, железный прут, помещенный в огонь, до такой степени насыщается свойствами огня, что сам становится подобен огню. Такое состояние называется тад-атмака.

Шрила Прабхупада описывает это как самадхьг. «Проявившись внешне, эти признаки остаются в уме, и такой продолжающийся экстаз называют самадхи» (НП, стр. 170).

По своей природе бхава исполнена блаженства, и, кроме того, она пробуждает у преданного вкус к слушанию об играх Господа, стремление осознать их сладость, поэтому Шрила Прабхупада пишет: «Блаженство, испытываемое на этой ступени, становится для преданного стимулом к дальнейшему развитию его любовных отношений с Кришной» (НП, стр. 170).

Достижение бхавы

По мнению Шрилы Рупы Госвами, существуют два пути развития бхавы: (1) благодаря стойкому следованию духовной практике и (2) благодаря милости Кришны или Его преданного. «Достичь стадии экстаза можно либо постоянно общаясь с чистыми преданными, либо по особой милости Кришны или чистого преданного Кришны» (НП, сгр. 170).

Здесь Шрила Прабхупада фактически приравнивает «общение с чистыми преданными» к «следованию практике преданного служения». Дело в том, что у чистою преданного нет иного занятия, кроме прославления Господа и слушания о Нем. Поэтому общение с таким преданным, естественным образом, подразумевает следование практике преданного служения.

Шрила Прабхупада пишет: «Вот почему так важно постоянно общаться с чистыми преданными, которые по утрам и вечерам поют и повторяют мантру Харе Кришна. Это позволит человеку очистить сердце и развить в себе экстатическую любовь к Кришне» (НП. стр. 171).         . '

Бхава, обретенная посредством практики (садхана)

Бхава, которую обретают с помощью практики, может относиться к одной из двух категорий: (1) бхава. достигнутая через практику ваидхи-садхана-бхакти и (2) бхава. обретенная с помощью рагануга-садхана-бхакти.

 

История жизни Нарады Муни является примером того, как можно достичь бхавы, посредством ваидхи-садханы. Служение Нарады бхактиведантам можно считать ваидхи-садханой, потому что оно было мотивировано не его личной особой привязанностью к

61 Об этом говорит Джива Госвами в комментарии на «Бхакти-расамрита-синдху» 1.3.1

Кришне, а обязанностью следовать наставлениям шастр. Служа этим великим душам, он получил возможность регулярно слушать кришиа-катху из их уст и, таким образом, достиг уровня бхавы.

Вот хорошее подтверждение того, что ваидхи-бхакти - это не что-то несерьезное и легковесное. Ваидхи-бхакти также приводит к бхаве, и даже такой великий преданный, как Нарада Муни, достиг совершенства через ваидхи.

Пример с Нарадой Муни подтверждает, что бхава предвещает появление премы. Как объясняет Шрила Прабхупада: «Экстатическая любовь предшествует чистой любви к Кришне, и в следующем стихе Нарада подтверждает это, говоря, что, слушая рассказы великих мудрецов, он постепенно развил в себе любовь к Богу» (НП, стр.171).

В подтверждение возможности достижения бхавы посредством постоянного слушания наставлений чистых преданных. Шрила Рупа Госвами цитирует слова Господа Капиладевы. Шрила Прабхупада так раскрывает смысл этой ссылки: «... когда говорит человек, осознавший себя, занимающийся служением Господу, он способен пробудить стремление к духовной жизни в тех. кто его слушает. Поэтому так важно искать общества чистых, беспримесных преданных, и в процессе общения с ними и служения преданный- неофит, безусловно, сможет развить в себе привязанность к Верховной Личности Бога, любовь к Нему и преданность Ему» (НП, стр.171).62 Посредством рагануга-садханы

Описание бхавы, обретенной с помощью рагануга-садханы, содержится в выдержке из «Падма Пураны». Там говорится о женщине по имени Чандраканти, которая увидела Божество Кришны, и захотела танцевать с Кришной всю ночь напролет. Ее танец - пример рагануга-садхана-бхакти, так как она пожелала развить в себе чувства рагатмиков, а именно, гопи Вриндавана.

С помощью этой рагануга-садханы она достигла бхавы, и доказательством является то, что она танцевала всю ночь, не потратив на отдых ни мгновения. Такое нежелание терять время - признак бхавы, называемый авйартха-калатвам.

Посредством милости           

Достижение бхавы исключительно по милости случается очень редко. Шрила Прабхупада говорит, что тот, кто надеется получить бхаву только по милости, подобен человеку, который собирается закончить колледж, не с помощью приложения серьезных усилий, а посредством получения почетной степени.

Милость Кришны можно обрести тремя способами: (1) вачика - благословение словами, (2) даршана-дана - когда Кришна благословляет преданного Своим личным появлением перед ним (даршаиом), и (3) харда - посредством искреннего, непроизнесенного благословения. Шрила Прабхупада переводит это так: «просто от слов, от взгляда и от благих пожеланий» (НП. стр.172).

ШБ 3.25.25 . Как утверждается в последней строке этого стиха (шраддхаратир бхактир анукрамишйати), ваидхи-садхака может достичь шраддхи (которая развивается до асакти, привязанности), затем рати (рати - синоним бхавы), и, наконец, бхакти (бхакти указывает на прему). Шрила Прабхупада отмечает это: «... ив процессе общения с ними и служения преданный-неофит [ваидхи-садхака], безусловно, сможет развить в себе привязанность [шраддха-асакти] к Верховной Личности Бога, любовь к Нему [бхава] и преданность Ему [према] (НП, стр. 171). См. БРС 1.3.12, комм. Мукунды Даса; и БРС 1.3.13.

 

В «Нарадия Пуране» рассказывается о преданном, получившем милость от произнесенного благословения. Кришна благословляет Параду обрести бхава-бхакти (преданное служение, исполненное трансцендентного блаженства): «О, лучший из брахманов [Нарада], желаю тебе обрести чистое, беспримесное преданное служение Мне. исполненное трансцендентного блаженства и благотворное во всех отношениях» (НП, стр. 172).

Даришна-дана - благословение личным появлением

В «Сканда Пуране» описываются преданные, получившие милость через личное появление Господа: «Когда жители провинции Джангала увидели Личность Бога, Кришну, их переполнила такая любовь к Нему, что они были не в силах оторвать от Него глаз» (НП, стр.172).

У жителей Джангалы не было особых заслуг, чтобы увидеть Господа, но по Своей беспричинной милости Господь дал им Свой даршан. Как только они взглянули на Него, их переполнила такая любовь (бхава), что они ни на мгновенье не могли оторвать взгляда от Господа.

Харда — искренние пожелания

Искренние пожелания могут исходить от Кришны или Его преданного. В «Шука-самхите» рассказывается о сердечных благословениях, полученных от Кришны. Шукадева Госвами достиг бхавы, еще находясь в утробе матери. Так как он находился в утробе и не мог ни видеть, ни слышать Господа, то можно предполагать, что он достиг совершенства благодаря Его искренним благословениям.

Семнадцатая глава завершается двумя примерами достижения бхавы посредством искренних добрых пожеланий преданного. В первом примере говорится о Прахладе Махарадже, который получил добрые пожелания Нарады, еще находясь во чреве матери. А второй относится к охотнику Мригари. ставшему возвышенным преданным, просто благодаря благим пожеланиям Нарады Муни.

В Южной Стороне «Бхакти-расамрита-синдху» (Главы 20-34 «Нектара Преданности») проводится более подробный анализ трансцендентных признаков бхавы. Поэтому Шрила Прабхупада заканчивает семнадцатую главу словами: «Эта экстатическая любовь к Кришне может проявляться в пяти формах, которые Шрила Рупа Госвами описывает ниже» (НП, стр. 173).