сатйам — правдивость (не отступать от истины и не искажать ее); дайа̄ — милосердие, стремление помочь всем страждущим; тапах̣ — аскетизм (в частности, соблюдение поста хотя бы два раза в месяц, в дни экадаши); ш́аучам — чистота (для поддержания которой надо не реже, чем два раза в день, утром и вечером, совершать полное омовение и регулярно повторять святое имя Бога); титикша̄ — терпение (стойко переносить смену времен года и всевозможные неудобства); ӣкша̄ — умение отличать хорошее от плохого; ш́амах̣ — владение умом (не позволять уму думать о чем попало); дамах̣ — владение чувствами (не позволять чувствам заниматься чем угодно); ахим̇са̄ — отказ от насилия (не подвергать ни одно живое существо тройственным страданиям); брахмачарйам — воздержание, отказ от неправильного расходования своего семени (мужчина не должен вступать в половые отношения ни с кем, кроме своей жены, а также заниматься сексом с женой, когда это запрещено, например, во время менструального периода); ча — и; тйа̄гах̣ — отказ от собственности (раздавать в качестве пожертвований по крайней мере половину своих доходов); сва̄дхйа̄йах̣ — чтение трансцендентной литературы: «Бхагавад-гиты», «Шримад- Бхагаватам», «Рамаяны», «Махабхараты» (либо, для тех, кто не принадлежит к ведической культуре, – чтение Библии или Корана); а̄рджавам — простота (свобода от двуличия); сантошах̣ — удовлетворенность тем, что можно получить без чрезмерных усилий; самадр̣к-сева̄ — служение святым, которые не проводят различий между живыми существами, поскольку видят в каждом из них духовную душу (пан̣д̣ита̄х̣ сама-дарш́инах̣); гра̄мйа-ӣха̄-упарамах̣ — отказ от ложной благотворительности; ш́анаих̣ — постепенно; нр̣н̣а̄м — людей; випарйайа-ӣха̄ — ненужных занятий; ӣкша̄ — обсуждение; маунам — серьезность и молчаливость; а̄тма — себя; вимарш́анам — исследование («кто я – тело или душа?»); анна- а̄дйа-а̄дех̣ — еды, питья и прочего; сам̇вибха̄гах̣ — справедливое распределение; бхӯтебхйах̣ — живым существам; ча — также; йатха̄- архатах̣ — в соответствии с их положением; тешу — в них (во всех живых существах); а̄тма-девата̄-буддхих̣ — считающий (их) душами или полубогами; су-тара̄м — предварительно; нр̣шу — среди людей; па̄н̣д̣ава — о Махараджа Юдхиштхира; ш́раван̣ам — слушание; кӣртанам — воспевание; ча — также; асйа — Его (Господа); смаран̣ам — памятование (Его слов и деяний); махата̄м — великих святых; гатех̣ — того, кто является прибежищем; сева̄ — служение; иджйа̄ — поклонение; аванатих̣ — почитание; да̄сйам — служение; сакхйам — дружба; а̄тма-самарпан̣ам — полное вручение себя; нр̣н̣а̄м — людей; айам — эта; парах̣ — высочайший; дхармах̣ — принцип религии; сарвеша̄м — всех; самуда̄хр̣тах̣ — подробно описанная; трим̇ш́ат-лакшан̣а-ва̄н — имеющая тридцать признаков; ра̄джан — о царь; сарва-а̄тма̄ — Верховный Господь, Сверхдуша всех существ; йена — которой; тушйати — удовлетворяется.
Каждый человек должен быть правдивым, милосердным и аскетичным (соблюдая пост в определенные дни месяца); каждый должен совершать полное омовение два раза в день, стойко переносить невзгоды, уметь отличать хорошее от дурного, владеть своим умом, владеть чувствами, не причинять никому страданий, хранить целомудрие, делать пожертвования, читать священные писания, быть прямодушным и удовлетворенным, служить святым, постепенно отказываться от ненужных занятий, осознавать бессмысленность многих видов человеческой деятельности, быть молчаливым и серьезным, избегая пустых разговоров, изучать самого себя («кто я — тело или душа?»), раздавать пищу всем (и людям, и животным) в соответствии с их потребностями, считать каждую душу (особенно, если она воплощена в человеческом теле) частицей Верховного Господа, слушать о деяниях и наставлениях Верховной Личности Бога (того, кто является прибежищем святых), прославлять эти деяния и наставления, всегда помнить о них, стараться служить Господу, поклоняться Ему, выражать Господу почтение, стать Его слугой, стать другом Господа и вручить Ему всего себя. О царь Юдхиштхира, любому, кто родился человеком, следует обрести эти тридцать добродетелей. Этого будет достаточно, чтобы удовлетворить Верховную Личность Бога.
Заботясь о том, чтобы люди отличались от животных, великий святой Нарада говорит, что каждого человека следует воспитывать так, чтобы он приобрел эти тридцать качеств. В наши дни везде, по всему миру, пропагандируется идея светского государства — государства, в котором всех интересует лишь материальная деятельность. Но если не воспитывать в людях перечисленные выше добродетели, о каком счастье может идти речь? Например, если все жители страны лживы, разве будет эта страна счастливой? Вот почему каждого человека, будь то индус, мусульманин, христианин, буддист или представитель любой другой религии, нужно учить правдивости. Точно так же всех нужно учить милосердию и все должны в определенные дни поститься. Чтобы поддерживать в чистоте свое тело, каждый человек должен два раза в день совершать омовение и чистить зубы, а для внутренней чистоты, чистоты ума, необходимо помнить святое имя Господа. Кто- то исповедует индуизм, а кто-то — мусульманство или христианство, однако Бог один. Поэтому все должны повторять святое имя Бога, как бы оно ни звучало на разных языках мира. Кроме того, всех мужчин следует учить беречь свое семя, не расходовать его впустую. Это очень важно для человека. Тот, кто не тратит свое семя попусту, обретает великолепную память, непоколебимую решимость, огромную жизненную силу и энергию. Помимо этого, всех надо учить избегать притворства в мыслях и чувствах и довольствоваться тем, что действительно необходимо для тела и ума. Таковы качества, которыми должен обладать каждый человек. В каком он живет государстве — светском или религиозном, — не имеет значения. Если не воспитывать в жителях страны эти тридцать добродетелей, в стране не будет мира. Завершают этот список девять составляющих духовной практики:
Каждый человек должен стать преданным Господа: тогда все остальные добродетели разовьются в нем сами собой.
«В том, кто полностью посвятил себя служению Кришне, постепенно проявляются все качества Кришны и полубогов. А у того, кто не предан Верховной Личности Бога, никаких хороших качеств нет, ибо он, идя на поводу у собственного ума, ведет материальное существование и пребывает во власти внешней энергии Господа» (Бхаг., 5.18.12). Таким образом, Движение сознания Кришны предназначено для всех. Людям следует очень серьезно отнестись к этому Движению и построить свою жизнь на его принципах — только тогда на земле воцарится мир.