р̣та-амр̣та̄бхйа̄м — благодаря занятиям, называемым ритой и амритой; джӣвета — (человек) может жить; мр̣тена — деятельностью, которая называется мритой; прамр̣тена ва̄ — или прамритой; сатйа̄нр̣та̄бхйа̄м апи — даже сатьянритой; ва̄ — или; на — не; ш́ва-вр̣ттйа̄ — занятием собак; када̄чана — когда бы то ни было; р̣там — рита; ун̃чхаш́илам — собирание зерен, оставшихся в поле или на рынке; проктам — сказано; амр̣там — занятие, называемое амритой; йат — которое; айа̄читам — получение средств к существованию без сбора подаяния; мр̣там — занятие, называемое мритой; ту — а; нитйа-йа̄чн̃а̄ — ежедневный сбор подаяния в виде зерна у земледельцев; сйа̄т — пусть будет; прамр̣там — занятие, называемое прамритой; каршан̣ам — землепашество; смр̣там — запомнено; сатйа̄нр̣там — занятие, которое называется сатьянритой; ча — и; ва̄н̣иджйам — торговля; ш́ва-вр̣ттих̣ — занятие собак; нӣча-севанам — служение представителям низших сословий (вайшьям и шудрам); варджайет — пусть отвергнет; та̄м — то (занятие собак); сада̄ — всегда; випрах̣ — брахман; ра̄джанйах̣ ча — и кшатрий; джугупсита̄м — крайне отвратительное; сарва- веда-майах̣ — знающий все ведические истины; випрах̣ — брахман; сарва-дева-майах̣ — воплощение всех полубогов; нр̣пах̣ — кшатрий, царь.
В чрезвычайных обстоятельствах человек имеет право получать средства к существованию, занимаясь ритой, амритой, мритой, прамритой и сатьянритой, но он никогда не должен опускаться до положения пса. Унчхашилу, или собирание зерна, оставшегося на поле или на рынке, называют ритой. Если человек не просит подаяние, а живет лишь на то, что люди сами дадут ему, это называется амритой; если он просит зерно у земледельцев, его занятие называют мритой; если он сам обрабатывает землю, то он занимается прамритой, а если торгует, его занятие именуют сатьянритой. Служение же представителям низших сословий общества называется шва-вритти, профессией собак. Прежде всего, брахманам и кшатриям не следует идти в услужение к шудрам, ибо для дваждырожденного это крайне недостойное и позорное занятие. Брахманам надлежит хорошо знать все Веды, а кшатрии должны быть сведущи в поклонении полубогам.
В «Бхагавад-гите» (4.13) сказано: ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇ гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣. Верховный Господь разделил человеческое общество на четыре сословия в соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью. Раньше такое деление на четыре сословия — брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр — неукоснительно соблюдалось, но со временем, из-за того что принципами варнашрамы стали пренебрегать, появилось много людей, относящихся к категории варна- санкары, и потому от системы варнашрамы сейчас, по сути, ничего не осталось. В нынешнюю эпоху, в век Кали, почти все люди — шудры (калау ш́ӯдра-самбхава̄х̣); сейчас очень трудно найти настоящего брахмана,