Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шримад Бхагаватам

Песнь 3. Статус кво

Глава 29. Господь Капила описывает преданное служение

Текст: 1-2

ШБ 3.29.1-2
девахӯтир ува̄ча
лакшан̣ам̇ махад-а̄дӣна̄м̇
пракр̣тех̣ пурушасйа ча
сварӯпам̇ лакшйате ’мӣша̄м̇
йена тат-па̄рама̄ртхикам
йатха̄ са̄н̇кхйешу катхитам̇
йан-мӯлам̇ тат прачакшате
бхакти-йогасйа ме ма̄ргам̇
брӯхи вистараш́ах̣ прабхо

Пословный перевод

девахӯтих̣ ува̄ча — Девахути сказала; лакшан̣ам — признаки; махат-а̄дӣна̄м — начиная с махат-таттвы; пракр̣тех̣ — материальной природы; пурушасйа — духа; ча — и; сварӯпам — природа; лакшйате — описана; амӣша̄м — тех; йена — которыми; тат-па̄рама-артхикам — их истинная природа; йатха̄ — как; са̄н̇кхйешу — в философии санкхьи; катхитам — объясненная; йат — которой; мӯлам — венец; тат — тот; прачакшате — называется; бхакти-йогасйа — преданного служения; ме — мне; ма̄ргам — путь; брӯхи — пожалуйста, опиши; вистараш́ах̣ — подробно; прабхо — о мой Господь Капила.

Перевод

Девахути сказала: О мой Господь, Ты уже дал научное описание признаков совокупной формы материальной энергии и свойств духа в соответствии с философией санкхьи. А теперь, пожалуйста, расскажи о пути преданного служения, который является венцом всех философских систем.

Комментарий

В двадцать девятой главе Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» рассказывается о величии преданного служения и о том, как время влияет на обусловленную душу. Влияние времени описывается так подробно для того, чтобы побудить обусловленную душу отказаться от материальной деятельности, которая является пустой тратой времени. В предыдущей главе было дано систематическое описание материальной природы, духа и Верховного Господа, или Сверхдуши, а в этой главе излагаются принципы бхакти-йоги, или преданного служения — деятельности, которой живое существо занимается в рамках своих вечных взаимоотношений с Верховной Личностью Бога.

Бхакти-йога, преданное служение, лежит в основе всех философских систем. Любую философию, которая не приводит человека к пониманию необходимости преданного служения, следует считать философской концепцией спекулятивного толка. Однако сама бхакти-йога, лишенная философской основы, остается в большей или меньшей степени религиозными сентиментами. Есть две категории людей: одни считают себя интеллектуалами и проводят время в философских рассуждениях или медитируют, а другие доверяют только своим эмоциям и не имеют философского обоснования своих взглядов. Ни те, ни другие не смогут достичь высшей цели жизни, а если и смогут, то им потребуются для этого многие годы.

Веды говорят о существовании трех начал: Верховного Господа, живого существа и вечных отношений, которые связывают живое существо с Господом. Соответственно, цель жизни заключается в том, чтобы, следуя принципам бхакти, или преданного служения, развить в себе любовь к Господу, стать Его вечным слугой и в конечном счете достичь планеты Верховной Личности Бога.

Философия санкхьи анализирует строение окружающего нас мира. Чтобы постичь суть вещей, необходимо изучить их природу и свойства. Это называется процессом познания. Однако познание окружающего мира должно быть не самоцелью, а средством к достижению цели жизни, бхакти-йоги, которая лежит в основе процесса познания. Тот, кто отвергает бхакти-йогу и занимается исключительно аналитическим изучением природы вещей, практически ничего не достигает. «Бхагаватам» сравнивает такое занятие с лущением пустой рисовой шелухи. В пустой шелухе нет риса, поэтому тот, кто лущит ее, только напрасно тратит свое время. Научный анализ материальной природы, живого существа и Сверхдуши должен приводить к постижению основы всех основ, которой является преданное служение Господу.