Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шримад Бхагаватам

Песнь 3. Статус кво

Глава 26. Начала материальной природы

Текст: 30

ШБ 3.26.30
сам̇ш́айо ’тха випарйа̄со
ниш́чайах̣ смр̣тир эва ча
сва̄па итй учйате буддхер
лакшан̣ам̇ вр̣ттитах̣ пр̣тхак

Пословный перевод

сам̇ш́айах̣ — сомнения; атха — тогда; випарйа̄сах̣ — заблуждение; ниш́чайах̣ — верное представление; смр̣тих̣ — память; эва — также; ча — и; сва̄пах̣ — сон; ити — так; учйате — говорится; буддхех̣ — интеллекта; лакшан̣ам — отличительными чертами; вр̣ттитах̣ — в соответствии с их функциями; пр̣тхак — различными.

Перевод

Сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон, выполняющие различные функции, считаются отличительными признаками интеллекта.

Комментарий

Сомнение — одна из самых важных функций интеллекта; склонность все принимать на веру не свидетельствует о большом разуме. Поэтому самым важным в данном стихе является слово сам̇ш́айа; чтобы развить интеллект, человек вначале должен все подвергать сомнению. Однако сомнения перестают приносить благо, когда речь идет об информации, полученной из авторитетного источника. В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что сомнение в словах авторитета губительно.

Патанджали, автор системы йоги, говорит: прама̄н̣а-випарйайа-викалпа-нидра-смр̣тйах̣. Только с помощью интеллекта можно постичь истинную природу вещей. Только опираясь на интеллект, человек может понять, является он телом или нет. Исследование природы своего «я» начинается с сомнения. Осознав свою истинную природу, человек понимает, что отождествление себя с материальным телом является заблуждением. Это заблуждение называют випарйа̄са. Поняв ложность телесной концепции жизни, человек обретает способность составить верное представление о своей природе. Правильная концепция в данном стихе определяется словом ниш́чайах̣, что значит «знание, подтвержденное опытом». Такое знание может обрести только тот, кто понял ложность материальной концепции жизни. Идя путем экспериментального, то есть проверенного на практике, знания, человек в конце концов осознает, что он — не тело, а духовная душа.

Смр̣ти значит «память», а сва̄па — «сон». Сон необходим для того, чтобы поддерживать интеллект в рабочем состоянии. Без сна мозг не может нормально функционировать. «Бхагавад-гита» подчеркивает, что тот, кто соблюдает меру в еде, сне и умерен в удовлетворении других телесных потребностей, достигает цели йоги. Таковы некоторые аспекты аналитического исследования природы интеллекта, освещенные в трудах по йоге Патанджали и в философии санкхьи Господа Капилы, которая изложена в «Шримад- Бхагаватам».