Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шримад Бхагаватам

Песнь 10. Summum bonum

Глава 51. Освобождение Мучукунды

Текст: 23-26

ШБ 10.51.23-26
там а̄локйа гхана-ш́йа̄мам̇
пӣта-кауш́ейа-ва̄сасам
ш́рӣватса-вакшасам̇ бхра̄джат
каустубхена вира̄джитам
чатур-бхуджам̇ рочама̄нам̇
ваиджайантйа̄ ча ма̄лайа̄
ча̄ру-прасанна-ваданам̇
спхуран-макара-кун̣д̣алам
прекшан̣ӣйам̇ нр̣-локасйа
са̄нура̄га-смитекшан̣ам
апӣвйа-вайасам̇ матта
мр̣гендрода̄ра-викрамам
парйапр̣ччхан маха̄-буддхис
теджаса̄ тасйа дхаршитах̣
ш́ан̇китах̣ ш́анакаи ра̄джа̄
дурдхаршам ива теджаса̄

Пословный перевод

там — на Него; а̄локйа — глядя; гхана — словно туча; ш́йа̄мам — темно-синего; пӣта — желтые; кауш́ейа — шелковые; ва̄сасам — чьи одежды; ш́рӣватса — знак Шриватса; вакшасам — на чьей груди; бхра̄джат — сверкающим; каустубхена — с камнем Каустубха; вира̄джитам — сияющим; чатух̣-бхуджам — с четырьмя руками; рочама̄нам — украшенный; ваиджайантйа̄ — называемой Вайджаянти; ча — и; ма̄лайа̄ — гирляндой; ча̄ру — привлекательное; прасанна — и спокойное; ваданам — чье лицо; спхурат — сверкающие; макара — в форме акул; кун̣д̣алам — чьи серьги; прекшан̣ӣйам — привлекая взгляды; нр̣-локасйа — всех людей; са — с; анура̄га — привязанностью; смита — улыбающиеся; ӣкшан̣ам — чьи глаза или взгляд; апӣвйа — привлекательный; вайасам — чей юный облик; матта — свирепого; мр̣га-индра — как у льва; уда̄ра — благородная; викрамам — чья походка; парйа-пр̣ччхат — он спросил; маха̄-буддхих̣ — обладая великим разумом; теджаса̄ — сиянием; тасйа — Его; дхаршитах̣ — ошеломленный; ш́ан̇китах̣ — сомневаясь; ш́анакаих̣ — медленно; ра̄джа̄ — царь; дурдхаршам — непобедимый; ива — поистине; теджаса̄ — со Своим сиянием.

Перевод

Мучукунда увидел перед собой Господа, чье тело было темно- синего цвета, как грозовая туча. У Него было четыре руки, и Он был облачен в одежды из желтого шелка. На Его груди красовался знак Шриватса, а на шее сверкал драгоценный камень Каустубха. Украшенный гирляндой Вайджаянти, Господь являл миру Свое очаровательное, безмятежное лицо с веселым, нежным взглядом и серьгами в форме акул, которое приковывает взоры всего человечества. Превосходя всех Своей юной красотой, Он двигался с благородством разъяренного льва. Мудрый царь был поражен сиянием, которое исходило от Господа и свидетельствовало о Его непобедимости. Пребывая в нерешительности, Мучукунда не без колебаний спросил Его.

Комментарий

Отметим здесь одну немаловажную деталь. В тексте 24 утверждается: чатур-бхуджам̇ рочама̄нам — «Господь являл великолепие и красоту Своей четырехрукой формы». На протяжении всего этого великого произведения мы наблюдаем, как Господь Кришна являет Свои разнообразные трансцендентные облики. Чаще всего это либо двурукая форма Кришны, либо четырехрукая форма Нараяны, Вишну. Поэтому нет сомнения в том, что Кришна и Вишну неотличны друг от друга и что Кришна — это изначальная форма Господа. Далеко не все понимают это, но великие ачарьи, знатоки духовной науки, подробно разъясняют эти тонкости. В Своей изначальной форме Господь не просто тот, кто творит, поддерживает и уничтожает мир или карает грешников; Он безгранично прекрасный Бог, который предается наслаждениям в Своей вечной обители. Этот образ Господа и есть Кришна. Тот же самый Кришна воплощается в облике разных экспансий Вишну, чтобы поддерживать наш непрочный мир.

Шрила Джива Госвами пишет, что слово ш́ан̇китах̣, «охваченный сомнениями», отражает недоумение Мучукунды: «Неужели передо мной Сам Верховный Господь?» В следующих стихах он откровенно делится своими сомнениями.