Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 8]

Татастха-шакти – джива, индивид. Положение дживы по отношению к Богу, также как и других шакти, «непостижимо единораздельное» (Ш.Ч.Ч. Ади 7.117). Особенность индивида в том, что он, хотя и обладает индивидуальными личностными чертами, очень мал по размеру и потому имеет тенденцию попадать под влияние майи (Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.141). Из-за этого дживу выделяют в особую категорию «пограничной» шакти (tata-stha - букв. «стоящий на берегу»).  Вместе с тем дживы единосущны антаранга-шакти: “Говорится, [что] вишну-шакти [имеет] высшую [природу]; точно также и [джива, которую называют] кшетра-джня (знающий поле)” (visnu-saktih para prоkta ksetra-jnakhya tatha para // Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.112; В.П.). Из этого можно заключить, что сущностной природой индивида, обладающего энергийной природой, также является хладини-шакти, а следовательно и према. Это подтверждается в «Шри Чайтанья-чаритамрите»: «Кришна-према вечно совершенна, [поэтому она] не [нуждается] в совершенствовании. В сердце, очищенном [благодаря] слушанию (о Кришне) и прочему, [она] восходит [сама собой] (nitya-siddha krsna-prema `sadhya` kabhu naya / sravanadi-suddha-citte karayae udaya // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.107). Таким образом, кришна-према, любовь к Кришне, есть то, что составляет сущностную природу индивида и делает его причастным трансцендентному миру Бога. Обретая прему, индивид достигает своей сущностной природы, возвращаясь к самому себе.  Способом обретения премы является бхакти: «Это (бхакти) называют предметом всех Вед. Благодаря садхана-бхакти восходит према» (sei sarva-vedera `abhidheya` nama / sadhana-bhakti haite haya premera udgama // Ш.Ч.Ч. Ади 7.142). Итак, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: в отличие от самбандхи, которая охватывает Абсолютное бытие как сущее, према и бхакти (абхидхея и прайоджана) составляют экзистенциально-онтологическую характеристику индивидуального бытия дживы и являются коррелятами. 

        Теперь, когда онтологический статус бхакти и премы выяснен, можно продолжить экспликацию этих понятий в соответствии с «Шри Чайтанья-чаритамритой». Но для этого вначале нужно определить, какое положение занимает джива в материальном мире. Характерное для традиционной индийской мысли представление об индивидуальном сознании – читта (citta), как о направленном на некоторое содержание, у вайшнавов распространяется и на индивидуальное существование вообще: бхакти всегда направлена, она есть кришна-бхакти (соответственно, и према всегда есть кришна-према), а сам индивид  в стихии своего подлинного бытия  характеризуется как кришнонмукха (ud-mukha – букв. «обращеный к…», «направленный на…») Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.120). Важнейшее положение бенгальского вайшнавизма (разделяемое также и другими вайшнавскими школами) гласит, что индивидуальное бытие вечно и, следовательно, никакого слияния индивидуального «я» с высшим «Я» быть не может (Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.143, Ади 7.120). В соответствии с приципом ачинтья-бхедабхеда, джива и Бхагаван одновременно и разделены и неразрывно связаны.

Далее: