Эта связь выступает в форме ассимметричной межличностной коммуникации: «Джива по присущей [ему] природе – вечный слуга Кришны, татастха-шакти Кришны, [Его] манифестация, единая [с Ним и] отличная [от Него], подобно солнечным лучам [и] искрам из пламени” (jivera svarupa haya krsnera `nitya-dasa` / krsnera `tatastha-sakti`, `bhedabheda-prakasa` // suryamsa-kirana, yaiche agni-jvala-caya // Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.108-109). Это положение для индивида и есть его высшее благо, поскольку, в отличие от всякого другого возможного положения позволяет ему полностью реализовать свою природу. Однако, несмотря на то, что сознание изначально направленно на Бога, пограничность (татастха) дживы между антаранга-шакти и бахиранга-шакти означает возможность изменения индивидом этой направленности. В таком случае джива из кришнонмукхи становится кришна-бахирмукхой (bahih-mukha – букв. “направленный вовне”) (Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.117), т.е. его бытие и сознание обращается не на Бога, а на нечто иное. Состояние тех, кто находится в материальном мире, выражено в мольбе Шри Чайтаньи, которую Он от имени дживы возносит Богу: «О Сын Нанды (Кришна), помилуй меня и считай [своего] слугу, павшего в ужасный океан мирского бытия, частичкой пыли на Твоих лотосоподобных стопах» (ayi nanda-tanuja kinkaram patitam mam visame bhavambudhau / krpaya tava pada-pankaja-sthita-dhuli-sadrsam vicintaya // Ш.Ч.Ч. Ант. 20.32). «Падение», случившееся в незапамятные времена, привело к забвению Бога, и, вследствие этого, к страданию: «Это забывшее Кришну живое существо извечно обращено вовне, поэтому майя [ввергает] его в самсару, заставляя страдать” (krsna bhuli` sei jiva anadi-bahirmukha / ataeva maya tare deya samsara-duhkha // Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.117). В материальном мире индивид получает тело, которое скрывает его подлинный облик от него самого. В этом заключается двойственность материального бытия. Индивид вечен и потому отличен от своей временной телесной облочки; именно джива, а не тело является носителем самосознания (Бх.Г. 2.18). Поэтому, что характерно для традиционных индийских систем, признающих идею самсары, в «Шри Чайтанья-чаритамрите» речь идет о живом существе или об индивиде вообще, поскольку «человек» – всего лишь обозначение формы временного несоразмерного и дисгармоничного сосуществования вечного индивида как высшего начала и бренного тела как низшего. Это, однако, не означает, что понятие «человек» в вайшнавизме отсутствует или лишено ценности. В соответствии с прадставлениями вайшнавов, человеческая жизнь обладает огромной ценностью, поскольку лишь человек наделен, во-первых, досточным разумом для того, чтобы понять свое положение и цель своей жизни, во вторых - достаточной степенью свободы для того, чтобы сделать в жизни правильный выбор и встать на путь бхакти, поэтому бхакти в представлении связывается с человеческой жизнью: «Преданное любовное служение (бхакти) Богу – высшая цель для человека» (bhagavane bhakti parama-purusartha haya // Ш.Ч.Ч. Мадх. 6.184).
Став бахирмукхой и пав в мир самсары индивид оказывается в иной структуре бытия, как бы в ином его измерении. В трансцендентном мире в центре всякой перспективы находится Бог, но в материальном мире такой центр отсутствует.