Такое знание (sambandha-jnana) раскрывает индивиду неподлинность его существования в материальном мире и противоречие между этим неподлинным существованием и его сущностной природой, побуждая преодолеть это противоречие и вернуться к подлинному существованию; это возвращение или переход есть связующее звено между индивидом и Богом. Но само по себе знание еще не делает возможным этот переход. Знание как таковое (jnana) внешне по отношению к бытию. Чтобы индивид мог достичь совершенства и обрести прему, знание должно не только указать ему способ его подлинного существования, но и непосредственно стать этим существованием, “снять себя” в нем. Такое знание, ставшее жизнью, есть виджняна (vijnana) – мудрость.
Недостающее звено между дживой и Богом, которое должно быть восстановлено и которое представляет собой переход от неподлинного существования к подлинному, от знания к осуществленному знанию, и есть бхакти (Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.139). Разумеется, можно, как уже говорилось, рассмаривать бхакти как понятие, относящееся к области религиозной прагматики. Однако, как показывает текст «Шри Чайтанья-чаритамриты», значение этого понятия гораздо шире. Бхакти – «способ быть», а не просто набор средств, предназначенных для достижения определенного результата. Текст поэмы дает подробную экспликацию понятия бхакти, что позволяет определить его онтологическую структуру. Но для этого необходимо сперва раскрыть тесно связанные с ним понятия према и джива, что становится возможным, если обратиться к учению о шакти - энергийных манифестациях Бога.
В соответствии с «Шри Чайтанья-чаритмритой», манифестации Бога делятся на две категории: аватары (avatara) и шакти (sakti). Аватары («нисхождения», от avatr – “спускаться”) – это Сам Бог, являющийся в разном облике, тогда как шакти (от sak – «мочь», «быть способным», «воздействовать») – энергийные сущности, относящиеся к своему источнику по принципу «непостижимой единораздельности» (acintya-bhеdabheda). Шри Чайтанья приводит Санатане цитату из «Вишну-пураны»: «Подобно тому, как распространяется свет огня, находящегося в определенном месте, шакти Верховного Брахмана [проникают] весь мир” (eka-desa-sthitasyagner jyotisna vistarini yatha / parasya brahmanah saktis tathedam akhilam jagat // Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.110; В.П. 1.22.53). Шакти, с одной стороны, неотделимы от Бога, с другой – не есть Он Сам. Они, как правило, персонифицированы и обладают собственными индивидуальными характеристиками, что подразумевает их определенную самостоятельность. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» шакти подразделяются на три категории: внешняя - бахиранга-шакти (bahiranga-sakti), внутренняя - антаранга-шакти (antaranga-sakti) и пограничная - татастха-шакти (tatastha-sakti) (Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.149). Бахиранга-шакти является одновременно и субстратом (пракрити) и оформляющим принципом (майя) материального мира. Антаранга-шакти, в свою очередь, есть субстрат и оформляющий принцип трансцендентного мира Бога; она имеет три ипостаси: хладини-шакти, сандхини-шакти и самвит-шакти: «Часть, [дающая] блаженство – хладини, часть, [поддерживающая вечное] бытие – сандхини, часть, [наделяющая] сознанием – самвит, такое знание я принимаю» (anandamse `hladini`, sad-amse `sandhini` / cid-amse `samvit`, yare jnana kari` mani // Ш.Ч.Ч. Мадх. 8.155). Эти три шакти соотносятся с тремя аспектами сущностной природы Бога: «Природа Кришны состоит из [вечного] бытия, знания и блаженства, поэтому [Его] собственная шакти [имеет] три ипостаси” (sac-cid-ananda-maya krsnera svarupa / ataeva svarupa-sakti haya tina rupa // Ш.Ч.Ч. Мадх. 8.154). Квинтессенцией хладини-шакти является према, которой Шри Чайтанья дает следующее определение: «Сущностная часть хладини носит название премы. Определение премы – ощущение блаженства» (hladinira sara amsa, tara `prema` nama / ananda-cinmaya-rasa premera akhyana mani // Ш.Ч.Ч. Мадх. 8.159).