Вопрос. Мы собираем цветы как пожертвование для Божеств на цветочном базаре, но люди курят, едят всякое, что нам делать? Прабху говорит, что ничего страшного нет, мыть не надо, потому что иначе какой смысл предлагать, если у них запаха не будет?
Ответ. Просто перед тем, как арати проводить, вы обрызгайте их, встряхните, повторите "волшебные слова" и не мойте их, пожалуйста, потому что, если вы помоете цветок, то весь запах пропадет. Цветы, которые хорошо пахнут, доставляют Кришне большое удовольствие.
Вопрос. Когда предлагают бхогу Божествам Г аура-Нитай и затем предлагают ее всем собравшимся преданным, Прабхупаде, я слышал, что также можно предлагать этот маха-прасад от Г аура-Нитай Самим Гаура-Нитай, прочитав перед этим мула-мантры Божеств. На сколько это авторитетно?
Ответ. Вы хотите Гаура-Нитай предложить Их же собственные остатки пищи. Звучит слегка необычно. Например, вы что-то кушаете, предположим, вы гуру, и я беру остатки вашей пищи, раздаю вашим ученикам и какую-то часть, которая осталась, я потом вам даю. Как вы думаете, это оскорбительно или нет? Система описана в Панчаратра-прадипе.
Вы две тарелки в Москве предлагаете? Можете либо предлагать только Господу Чайтаньи, либо вместе Господу Чайтаньи и Господу Нитьянанде. Первое что вы делаете, это показываете духовному учителю сначала. Если вы брахман, то тогда можете использовать мула-мантру. Если у вас нет брахманской инициации, то просто говорите по-русски: идам маха-прасадам и мула-мантру для гуру, а, если у вас нет мула-мантры, то тогда говорите: "Пожалуйста, мой дорогой духовный учитель примите этот маха-прасад". И потом вы предлагаете другим вайшнавам. Понимание должно быть таково, что поскольку духовный учитель занят служению Божеству, вы приходите к нему за наставлением, и он говорит: "Ты возьми вот это и предложи Шриле Прабхупаде, а он предложит Бхактисиддханте Сарасвати и так дальше всем вайшнавам". После того, как приняли ачарьи и спутники
Господа, духовный учитель принимает их остатки, но мы их не предлагаем Господу Чайтаньи и Господу Нитьянанде.
Вопрос. Поклонение Божествам - это часть Панчаратрика-виддхи. Является ли поклонение алтарю Гуру-Гауранги также частью Панчаратрика-виддхи, и каков минимальный стандарт поклонения?
Ответ. Есть Божества двух- и трехмерные. Изображение - это Божество. Прабхупада говорит, что когда личность трансцендентна, то ее изображение неотлично от личности. Поэтому правила и предписания те же. Правило такое, что если вы дома поклоняетесь алтарю Гуру-Г ауранги, то вы стараетесь каждый день предлагать бхогу и арати.