42. Хитроумные философы поразмыслили, что хотя Мадхва считается всезнающим, но, поскольку он санньяси, скорее всего, он не слишком сведущ в жертвенных ритуалах из раздела Вед трма-кханды, совершение которых в принципе запрещено отрешенным Поэтому, желая победить Мадхву в ученом собрании, брахманы-философы попросили его объяснить смысл гимна - чхандасам ваи шатенахна, который относится к сложнейшей части кармических жертвоприношений.
43. Без всяких колебаний Мадхва дал ясное объяснение указанного гимна. Более того, он еще подробно объяснил очень редкие мантры, которые были предписаны Господом Брахмой для шестого дня жертвоприношения, и которые несут в себе суть всех Вед.
44 Когда оппоненты увидели необычайную ученость Мадхвы, их умы пришли в сильное беспокойство Не желая признать победу Мадхвы, они лишь выкрикнули Нет, твое объяснение неверно Мадхва ответил: Ну, хорошо, тогда вы дайте другое, правильное объяснение.
Не способные этого сделать, пристыженные философы бежали прочь из собрания. 45. Через некоторое время ученые брахманы вернулись и попросили Мадхву объяснить другие сложные гимны из раздела карма-кханды Вед, состоящие из пяти частей Мадхва разъяснил их правильное значение и велел записать свое объяснение на пальмовом листе, чтобы этим увековечить свою победу Так появилась еще одна литературная работа Мадхвачарьи, называемая Карма-нирная (Разъяснение сути кармических ритуалов),
4 6 Явление Мадхвы подобно восходу полной луны, источающей амброзию бессмертия. Противостоящие Мадхве философы подобны завистливым псам, в безрассудном возбуждении лающим на луну.
Однако какой вред может причинить их лай тому, кто является обителью вечного духовного счастья?.
47 Милостивый Мадхва, помогая малоимущим преданным, чудесным образом увеличивал скромное количество приготовленной ими пищи в четыре раза, так что ее в избытке хватало на большое количество гостей-вгшшшвов. А в других случаях, чтобы доставить удовольствие радушным богатым домохозяевам, он один вкушал пишу, рассчитанную на тридцать человек.
48. Мадхва мог управлять дождями и совершать другие чудеса, это, однако не удивительно, ибо он Самира - властелин жизненной энергии всего мироздания. Воспевание его славы - вот действительно лучшее, что мы способны делать!
49. Такая обильная Катха о деяниях достопочтенного Мадхвы рассказана не только устами возвышенных брахманов на Земле. Лучшие из небожителей также пересказывают ее, и небесные певцы гандхарвы сладко воспевают ее в собраниях богов.
50. Гандхарвы, ликуя, поют славу Мадхве в великолепных стихах с использованием всевозможных музыкальных мелодий -рог. Их звонкие голоса безупречны и чисто
воспроизводят все музыкальные тона, выделяя особо красивую пятую ноту Когда они делают переход с одной мелодии на другую, обе мелодии гармонично сочетаются Словно вырисовывая развитие каждой ноты, гандхарвы искусно поют особую божественную рагу гандхару, и таким образом их прославление Мадхвы достигает апогея.
ПРИМЕЧАНИЕ В этом стихе и комментарии к нему Нараяна Пандит являет свои глубокие познания ведической музыки.
51. Лучшие из небожителей со счастливыми улыбками на лотосопо-добных ликах слушали эту песнь о святой жизни премудрого Мадхвачарьи, Из великого почтения к нему, они преклонили свои головы, украшенные великолепными шлемами, и приветственно сложили свои медно-красные ладони.
52. Затем полубоги провели обряд поклонения великому празднику вселенской победы неизмеримо мудрого Мадхвы. Предводители полубогов отправились лично повидать Мадхву, радостно улыбаясь, окруженные великими мудрецами и прочими жителями небес.
53. Осветив собой звездное небо, они явились, чтобы увидеть мудрейшего Мадхву. По пути они славили священные труды Мадхвы, в которых, словно в зеркале, ярко отражаются несравненные качества Господа Мурари Кришны.
54. Возвышенные небожители выразили с неба почтение пребывавшему на Земле Мадхве, который своей беспрецедентной ученостью украсил все миры В то время Мадхва вновь разъяснял Айтарея-упанишад для некоторых избранных учеников, среди которых были как санньяси, так и домохозяева.
55. Так, видя своего учителя, который обрел высшее счастье в преданности Господу Хари, небожители обрели полное удовлетворение. Лицо прекрасного Мадхвы светилось, словно полная луна; его глаза напоминали лепестки дивного лотоса, голос был проникновенно-глубок, а все тело украшено чрезвычайно редкими знаками - отметинами божественности.
56 Полубоги обратились к Мадхве со следующими молитвами:
О, милостивый учитель, своей проповедью ты полностью рассеял тьму ложных учений о духовности Ты явил божественные качества Верховного Господа Мукунды, открыв, тем самым, для всех путь к духовному совершенству Своими великими достоинствами святого ты одержал победу во всех четырнадцати планетарных сферах мироздания! Даруй же милостиво нам прибежище у лотоса твоих стоп!.
57. О, властелин воздуха жизни - праны, ты нисшел на Землю трижды ради спасения преданных Верховному Господу душ.
Поклоны тебе, о наделенный великими качествами Хануман! Ты, воистину, самый дорогой слуга Господа Рамачандры.
Поклоны тебе, о Бхима, наделенный шестью достояниями совершенства! Ты необычайно дорог Господу Кришне и нет тебе равного в силе!
Поклоны тебе, о несравненный Шри Мадхва, слава, слава тебе! Пожалуйста, даруй нам истинное духовное знание!.
58. Произнеся эти слова, лучшие из небожителей, радуясь великой победе славного учителя Мадхвы, осыпали его дождем из чудесных благоуханных цветов.
В этот знаменательный момент дождь из небесных цветов, которыми боги осыпали Мадхву, стал доступен зрению всех удачливых людей, окружавших Мадхву на Земле. Таких необычайных почестей удостоился лучший из преданных слуг Господа Хари, Шри Ананда-Тиртха.
ПРИМЕЧАНИЕ Это заключительный стих великой поэмы преданности Шри-Мадхва-виджаи написанной Нараяной Пандитом Ачарьей Заключительное событие, описанное здесь, произошло в Удупи в храме Анантешвары, где до сего дня сохраняется последнее сиденье Мадхв-ачарьи В самой книге нет упоминания о том, что после того, как Мадхва был осыпан дождем из небесных цветов, он скрылся от глаз обычных людей В других своих исторических работах на эту тему (Ану-мадхва-виджае и Бхава-пракашике) Нараяна Пандит также умалчивает о физическом исчезновении Мадхвы Однако место, на котором Мадхва скрылся из глаз хорошо известно, и каждый паломник может склониться перед ним в Удупи Впрочем, в ишстрак все-таки можно найти упоминание об уходе Мадхвы Оно встречается в Ваю-Пуране, в главе, называемой Ану-мадхва-чарита Там говорится следующее: Господь Ваю в (облике Мадхвачарьи) был доступен человеческому взору в течение семидесяти девяти лет После этого на девятый день светлой половины месяца Магха, в год, называемый Пингала (1317 год нашей эры), Мадхва, невидимый для других, отправился в Гималаи, в Бадари-кашрам (Считается, что он и по сей день с преданностью служит там Господу Вьясадеве ).
Так описан в священных писаниях уход Шри Мадхвы Великие отрешенные святые вайшнавы в ученической преемственности, идущей от Мадхвы, также подтвердают достоверность этого описания, опираясь на полученные ими божественные откровения.
Да будет сие подношением Шри Кришне, ибо в этом совершенство деятельности.